Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Беседу вёл НИКОЛАЙ СКАРЯТИН


Валерий Новожилов – генерал-лейтенант запаса, советник председателя ДОСААФ России, доктор исторических наук, доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный сотрудник МВД России. Родился в 1963 году в Ленинградской области. Окончил Ленинградское суворовское военное училище, Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. С 1985 года проходил службу на различных должностях в Краснознамённом Туркестанском военном округе Минобороны СССР, с 1994-го – во внутренних войсках МВД России (от офицера управления по работе с личным составом до заместителя главнокомандующего). Награждён орденами "За военные заслуги", Почёта, многими медалями.


Человек с ружьём – человек культурный


Литература и армия всегда в России шли в одном строю

Современная армия требует и современно подготовленного воина. Но достаточно ли умения управлять сложной техникой и оружием? Каким сегодня должен быть защитник Отечества? О роли культуры в воспитании призывника, солдата, офицера размышляет генерал-лейтенант запаса Валерий Новожилов.

– Валерий Юрьевич, "Литературная газета" неслучайно выбрала вас, человека военного, в собеседники на тему культуры, ведь практически всю свою сознательную жизнь вы занимались вопросами культуры.

– Спасибо за такое внимание… Человек с ружьём – от солдата до генерала – не чужд литературе и искусству, в большинстве своём он человек образованный и культурный, каким и должен быть защитник Отечества.
И я очень рад очередной деловой встрече с авторитетным изданием, тем более что опыт сотрудничества у нас уже есть – вскоре после воссоединения Крыма с Россией я встречался с журналистами "Литгазеты", и мы долго и обстоятельно беседовали на военно-исторические темы. Уж не сочтите за лесть, но "Литературка" – одно из любимейших моих изданий ещё с курсантских лет: не только сам читал каждый номер, но и всегда рекомендовал её как просветительское, душеполезное чтение сослуживцам, подчинённым, в особенности политработникам, офицерам воспитательных структур.
Для меня "Литгазета" – не просто надёжный "компас в книжном море", но и точный барометр в обширном общественно-политическом, культурном пространстве. Вот увидел на первой странице одного из недавних номеров короткую аннотацию-анонс о мемуарной книге Владимира Карпова "Жили-были писатели в Переделкино" – тут же заказал через интернет-магазин и прочитал в один присест. Опять же газета, отметившая 85-летие мудрого русского писателя Василия Ивановича Белова, сподвигла недавно в очередной раз взять с полки его книги – "Привычное дело" перечитал буквально за один вечер…

– Ответственность за судьбу Оте¬чества должны по-особому чувствовать люди военные. Валерий Юрьевич, вы с юных лет – человек в погонах и, надо полагать, на собственной судьбе ощутили, насколько важно воспитание в духе патриотизма, высокой нравственности и общей культуры именно вооружённого защитника Отечества…

– По жизни так складывалось, что я ещё с суворовских лет не просто жил литературой, искусством, культурой, но и потом стал плотно заниматься собственно культурологией, старался глубже изучить историю формирования духовной культуры русской армии. Кстати, эта проблема легла в основу моей диссертации. Всегда говорил и говорю в любой аудитории людей военных или гражданских, занимающихся военно-патриотическим воспитанием, что и военно-теоретическое, и духовно-нравственное наследие русской армии – бесценный, неисчерпаемый, и, что важно, не теряющий актуальности кладезь мудрости.
Не так давно читал эпистолярное наследие Михаила Васильевича Ломоносова. И вот какое завещание, удивительное по глубине мысли, провидческое, актуальное доныне оставил нам русский гений-самородок. Это его письмо графу Шувалову, датированное ноябрём 1761 года, и прежде практически неизвестное, нелишне сегодня процитировать. Вот основные ломоносовские заветы потомкам: "Первое – "о размножении и сохранении российского народа". Второе – "о истреблении праздности". Третье – "о исправлении нравов на большем народа просвещении". Четвёртое – "о сохранении воинского искусства во время долговременного мира". Комментарии, как говорится, излишни.
В другие времена были у нас и другие призывы-назидания, которые сомнению не подвергались: "Учиться военному делу настоящим образом", "Народ и армия едины"… Ведь армия-то наша, которую в одно время было принято называть впрямую "сколок общества", вся выходила и выходит из народа нашего. И ведь сегодня в Вооружённых силах России, в Росгвардии, погранвойсках, МВД и МЧС служат наши соотечественники, для кого-то сыновья, братья… А для многих допризывников, суворовцев, нахимовцев, кадет – отцы… Вот почему и военно-патриотическое воспитание молодёжи, и её предметная допризывная подготовка – звенья одной цепи.
Современная армия требует современно – и своевременно! – подготовленного воина. Сегодня это человек, умеющий управлять сложной техникой и оружием в бою учебном и готовый ещё сноровистей работать в бою реальном. Срок службы по призыву – год. Техника и вооружение – всё сложнее. Тут и растёт значение допризывной и вневойсковой подготовки, растёт значение ДОСААФ – общественно-государственной организации, вносящей важный, серьёзный и существенный вклад в дело укрепления национальной безопасности.
Сегодня, это очевидно для всех, от армии, от призыва юноши, как ещё пятнадцать-двадцать лет назад, не бегут, напротив, считается престижным учиться в военных вузах, служить по призыву, в том числе в научных, спортивных ротах. У нас перестали стесняться военной формы, офицером быть – снова становится престижно. А посмотрите, сколько генералов и офицеров приходит на ответственные посты в государственных, управленческих структурах. Как тут не вспомнить знаменитое драгомировское: "Ежели офицер не сделает, то и никто не сделает"! Сегодня некоторые кадетские классы, корпуса, училища берут "под крыло" силовики. К примеру, знаю не понаслышке, Московское президентское кадетское училище имени Михаила Шолохова войск национальной гвардии. Прекрасные ребята! Завёл как-то разговор с кадетами-старшеклассниками, поинтересовался, знают ли они творчество великого писателя. Понятное дело, глубоко осмыслить "Тихий Дон" в юные лета не каждому дано. Но вот "Они сражались за Родину" кадеты прекрасно знают, и фильм видели, и книгу читали. Подумал, что это преподаватели, воспитатели директивно насаждают "культ Шолохова". Так нет, пошёл разговор и о "Горячем снеге" Юрия Бондарева, и о "Живых и мёртвых" Константина Симонова – и о фильмах, и о книгах…

– Валерий Юрьевич, а вы не боитесь, что пацифисты могут вас обвинить в призыве к "милитаризации" общества…

– Да не о том речь! Просто надо смотреть в корень проблемы. А то ведь у нас как бывает: молодёжь порою исповедует и пропагандирует так называемый стиль милитари – армейские ботинки, камуфлированные штаны, футболки с лейблом "спецназ"... А внутри – пустышка!
Вот несколько фактов в тему. Государь-император Николай II носил полковничью форму, и царевич Алексей одевался по-военному – то в матроску, то в черкеску с башлыком, то в пехотную серую шинель. И это было не просто детское подражание взрослым. Это было военно-патриотическое воспитание не только в среде придворных генералов (многие, кстати, изрядно повоевали!), но и среди солдат, матросов, юнкеров… И сам Николай II надевал военную форму не только для того, чтобы попозировать дивному портретисту Валентину Серову. Государь всегда живо вникал в повседневную жизнь своего войска, а однажды вместе с солдатами прошёл 30-километровый марш с полной боевой выкладкой, чтобы на своём, как говорится, горбу испытать, каково это – тянуть солдатскую лямку…
И никто не говорит о том, что сегодня стоит задача всех, к примеру, суворовцев, кадет сделать на всю жизнь военными. Но начальная военная подготовка, школьные основы военной службы, жизнь по армейским законам хотя бы в юные лета – залог прочности характера. Поддержка со стороны государства таких общественных движений, как нынешняя "Юнармия", – полезное дело.
Вспоминаю с благодарностью и душевным волнением, что у нас в суворовском училище просто царил культ непобедимого русского генералиссимуса. Его "Науку побеждать" чуть ли не наизусть знали, заветы его были и остаются святы. Разве устарело сегодня суворовское наставление: "Командиру необходимо непрерывное образование себя науками с помощью чтения"? А если обратим этот завет не к командиру только, но ко всякому гражданину, патриоту Отечества, разве "образование … с помощью чтения" будет лишним? Убеждён, военно-патриотическое воспитание подразумевает, не в последнюю очередь, воспитание человека культурного. А для этого, как сказал наш президент, в обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения, способствовали консолидации нации.

– А что в вашем понимании "культура"?

– Работая над своей докторской диссертацией, я насчитал несколько десятков толкований слова "культура". Понятие это весьма многозначно. Но сегодня не будем говорить о штабной культуре, физической культуре, культуре поведения в обществе, культуре питания, культуре технической… Культура – это то, что определяет национальную идентичность, чего нельзя увидеть глазами, нельзя ни потрогать, ни взять в долг, ни заложить, ни осязать, а тем более купить, но можно передать. "Традиция" в переводе означает "передача" – слово русское, честное и точное. Нам часто внушали, и мы внушаем молодым воинам, курсантам, кадетам: "Надо свято сохранять и приумножать славные боевые традиции…". Но при этом надо пояснять, что традиция – это память, а память – воздух культуры и душа нации, а вместе с тем и школы, и армии, и семьи. Культура есть здравый смысл, ибо она – психическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она – нравственное здоровье. И никому не надо бояться человека с ружьём, стоящего на страже безопасности государства, профессионала, человека воспитанного, образованного, культурного…