Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»



Великими-то мы станем – станем ли добрыми?..



Владимир Звиняцковский


Однажды в пятом классе под Новый год Маша написала на доске:

Гарри, Рон и Гермиона отправляются в поход.
В этом дружеском походе будет всё наоборот.
Все находки: шутки, мысли и решенья всех проблем –
Не себе берём, а вместе пробуем на благо всем.

С этого всё и началось. Пока ещё лестницы у нас не разъезжаются в те стороны, куда сами хотят нас вести. И звёздное небо мы видим не прямо на потолке классной комнаты, а в огромное "чердачное" окно нашего класса (да и то это было всего один раз и тоже под Новый год)… Тем не менее дружная группа пятиклассников с некоторых пор на уроках литературы учится на разных факультетах школы "Хогвартс".
Обратите внимание: в "Хогвартсе" вновь поступившим ученикам поначалу вообще не говорят, чему они будут учиться. Учебный процесс начинается не с определения того, чему тебя научат, а сопределения того, чему тебя вообще можно научить, т.е. того, какой ты уже есть.
В этом, как во многом другом, автор книг о Гарри Поттере идёт в ногу с современным образованием. К сожалению, у нас ещё нет такой волшебной шляпы, которую надеваешь на голову – и сразу знаешь, к чему ты способен в плане обучения. И хотя психологи прилежно трудятся над созданием таких тестов, которые помогли бы обучаемому понять, что он может и должен от себя требовать в процессе обучения, а чего он ни в коем случае не может и не должен от себя требовать – но тут есть много сложностей. Главных – две.
Во-первых, психологи часто ошибаются. Как в принципе – при создании систем тестирования. Так и в частности – при их применении.
Во-вторых, мы худо-бедно научились тестировать способности физические и умственные. Но для общего образования и вообще для жизни важнее душевные. Т.е. те самые, которые проверяет Распределительная шляпа (TheSortingHat) при поступлении в Хогвартс.
Как мы помним, в Хогвартсе четыре факультета. Гриффиндор, где учатся Гарри Поттер и его близкие друзья, изначально требует от поступающего храбрости, отваги, благородства. Пуффендуй требует трудолюбия, терпения, упорства, верности избранной судьбе, преданности своему призванию, врождённого чувства справедливости. Когтевран предназначен для холодновато-ироничных интеллектуалов, "любящих игры ума". А Слизерин – для хитрых и ловких прагматиков, преследующих свои собственные цели и достигающих их любыми путями – как прямыми, так и "обходными". Ибо прирождённые слизеринцы лишены врождённой брезгливости к "обходным" путям – той, что особенно свойственна прирождённым гриффиндорцам...
Любой современный психолог вам подтвердит, что именно к 11 – 12 годам, т.е. именно к тому возрасту, когда в Хогвартсе проходят испытания Распределительной шляпой, складывается личность, т.е. система душевных качеств человека. Однако личности в своём последующем развитии способны "притираться" к обстоятельствам и друг к другу, а также и меняться – постепенно или радикально (под воздействием стресса). И все эти изменения Джоан Ролинг нам потом покажет в своих героях.
Так стоило ли их, в таком случае, изначально делить на четыре факультета? Не лишило ли это их личности возможностей полноценного развития?
Молодой преподаватель этики и психологии из Детройта (США) Стивен Паттерсон в книге "Философия Гарри Поттера" (это коллективный труд ученых США и Канады) вызвался ответить на такой вопрос: "Почему Слизерин включен в состав Хогвартса?"
Вот пример рассуждения вдумчивого читателя.
"Если мы должны воспринимать Хогвартс как место в принципе доброе (а мы, конечно, должны), то перед нами встает вопрос: что вообще делает этот Слизерин, изобилующий отпетыми мерзавцами и негодяями или просто неприятными людьми, в таком месте как Хогвартс?"
Вам интересно знать, как ответил на вопрос молодой доктор философии из Детройта? Мне нет. Спасибо ему за то, что задал вопрос. Ну-ка, 5-й класс: кто хочет ответить?

Взялся Игорь постоять за честь Гриффиндора (баллы засчитываются всей команде):

Я думаю, что автор Гарри Поттера при написании книги думала, будет ли людям интересно её читать. Мало кому было б интересно читать книжку, где всё мирно и спокойно. Ни одно художественное произведение не обойдётся без противостояния добра и зла и интересных приключений.
Я думаю, что Слизерин создан для яркого сюжета. Но не все в Слизерине были злыми (хотя сам Салазар Слизерин добротой не отличался), и в факультет шляпа распределяла не потому, плохой или хороший, а по умениям и характеру. И не бывает людей плохих или хороших, бывают поступки плохими или хорошими. Тот же Драко Малфой в конце романа исправился.

Если нашу Распределительную шляпу перевернуть вверх дном – получится хорошая копилка для искомых "шуток, мыслей и решений всех проблем". Первая мысль в копилке уже есть: "Не бывает людей плохих или хороших, бывают поступки плохими или хорошими".
Продолжение следует: мы как раз дочитали вторую книгу ("Гарри Поттер и тайная комната") и пишем эссе-комментарий к выводу директора школы Дамблдора: "Человек – это не свойства характера, а сделанный им выбор".
Если эту мою заметку начали читать пятиклассники, то, надеюсь, она их давно уже усыпила. Дальше, с этого места, читают одни только родители и педагоги, сделавшие стойку на слова: "дочитали вторую книгу".
Это кто дочитал, современные дети? Которые "ничего не читают"? Которые в 10-м классе излагают "Анну Каренину" по Википедии и спорят о вкусе устриц с теми, кто их ел?
Нет, те, которые в 10-м – уже не современные дети. Современные – в 5-м. Да-да, дочитали вторую книгу "Гарри Поттера". А до этого – первую... Ну, не все… Но большинство. Остальные посмотрели оба фильма. А трое уже написали эссе-комментарий к выводу Дамблдора. В следующей своей заметке я полностью приведу некоторые из этих эссе: вы увидите, например, как тонко ловит связи в огромном тексте Богдан (этот, будьте уверены, уже и в "Анне Карениной" будет их ловить!). А это главное, чему я на данном этапе должен их научить: самостоятельно устанавливать связи в тексте. И ведь ещё пару месяцев назад им всем было так трудно и почему-то нудно делать это на чудном 5-страничном тексте из хрестоматии – "И грянул гром" Р.Бредбери. А тут – почти тысяча (!) проглоченных страниц. Так и хочется написать благодарственное послание в стихах нашей английской гувернантке:

Thank you, mrs. Rowling,
For our special reading;
Thank you, mrs. Rowling,
For our mental feeding…

Кто любит более тебя – пусть пишет далее меня. Но сегодня – бенефис Игорька, его новым эссе я и закончу. Итак…

Человек – это не свойства характера, а сделанный им выбор

Я считаю, что такое понятие, как "суждено", недействительно. Вся дальнейшая судьба человека зависит от его выбора. Например, когда Гарри поступил в Хогвартс, у него был выбор: пойти с Малфоем и попасть в Слизерин или быть с Роном и Гермионой, и в зависимости от его выбора могла поменяться суть всего романа, но выбор стоял перед Гарри постоянно.

В Гарри Поттере было заложено то, что он будет великим волшебником, но каким именно: злым или добрым – зависело от его выбора. Великими могут быть как добрые, так и злые. Но какими именно, зависит только от вашего выбора.

***

Что остаётся добавить учителю? Только одно:

великими-то мы станем – не вопрос.
Станем ли добрыми?..

И тем не менее – продолжение следует…