Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ИННА БАСОВА


Краснодар


Когда сердца для правды живы



В Краснодаре состоялись IV Международные Селезнёвские чтения


Продолжатели дела Юрия Селезнёва (1939–1984) собрались на факультете журналистики Кубанского государственного университета, чтобы на малой родине выдающегося критика и литературоведа обсудить актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории.
Как обычно, "селезнёвская" конференция – это переполненный зал и множество молодых лиц, с увлечением слушающих именитых гостей. А послушать было кого. В числе участников конференции – писатели и критики Виктор Лихоносов, Александр Казинцев, Сергей Куняев, Василий Дворцов, Андрей Тимофеев, Алексей Шорохов, Светлана Макарова-Гриценко, Алексей Смоленцев, литературоведы Виктор Бараков, Алексей Татаринов, Олег Мороз, Николай Крижановский, историк журналистики Юрий Лучинский, представители краевых общественных организаций, преподаватели и студенты из разных вузов… "Двигатели" действа – критик Юрий Павлов и декан факультета журналистики КубГУ Валерий Касьянов.
Темы докладов, прозвучавших на пленарном заседании, с одной стороны, различны, а с другой – ненамеренно, но закономерно перекликаются. "Юрий Селезнёв и дискуссия "Классика и мы" (С. Куняев), "Достоевский и современность" (В. Бараков), "Мастер словесности как воплощённая идея (Юрий Селезнёв, Юрий Кузнецов, Виктор Лихоносов)" (А. Татаринов), "Юрий Селезнёв как наставник молодых литераторов" (А. Казинцев) – в этих и других выступлениях участников можно найти ответ на вопрос-сердцебиение конференции: зачем нужно творчество Юрия Селезнёва в российской современности?
Алексей Шорохов и Виктор Бараков подметили пророческую дальновидность критика. Рассуждая о Достоевском более 40 лет назад, Юрий Селезнёв затронул многие актуальные вопросы нынешней России, например, взаимоотношения с Европой и "братьями-славянами".
Сергей Куняев уделил внимание теме классики и современности – выступлению Юрия Селезнёва на одноимённой дискуссии в ЦДЛ в 1977 году, где он высказался в защиту классического наследия (в том числе от "современных интерпретаций"). Как дорого стоит (и стоила – вспомним конец жизненного пути Селезнёва) его реплика: "Третья мировая война идёт давно. Война эта идеологическая – против наших душ, против нашей совести, против нашего будущего… Классическая, в том числе русская классическая литература, сегодня становится едва ли не одним из основных плацдармов, на которых разгорается эта третья мировая идеологическая война, и здесь мира не может быть"! Сергей Куняев, будучи свидетелем этого события, вспомнил, что зал после выступления Юрия Селезнёва словно "оледенел".
Большой интерес вызвал доклад студентки 4-го курса журфака КубГУ Элины Болдыревой. Девушка подготовила исследование о творчестве Юрия Селезнёва, положив начало дискуссии о молодёжи. Участники конференции обсудили, как вести разговор с молодыми, чтобы они правильно понимали и перенимали наследие русской классики, охраняли чистоту русского языка и культуры – так, как это делал и по сей день продолжает делать – незримо, со страниц своих работ, – Юрий Селезнёв.
"В идейной борьбе Селезнёв отстаивал литературу как потрясающее пространство свободы, где формируется человеческая душа. В этом плане он не просто национальный русский критик, а человек, который понимал, что литература – это один из последних бастионов классического человека, – отметил Алексей Татаринов. – И задача молодых заключается в том, чтобы не просто повторять высокие слова, а чтобы быть услышанными там, где не понимают и не слышат".
Правда, пока у Юрия Селезнёва есть единомышленники, можно даже сказать, соратники, шанс быть услышанными есть. В борьбе за души, совесть и будущее – за правду – точка не поставлена, и о проигрыше, слава богу, говорить не приходится.