Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Дорогие читатели!




Редакция "Нашей Смоленки" сердечно приветствует Вас в наступившем Новом году — окрепших в рождественских стояниях и крещенских купаниях, посветлевших в праздничных фейерверках и хороводах вокруг елок, покоривших горные склоны и ледовые катки, взявших вместе с Вашими маленькими чадами немало снежных крепостей и кинозалов.
В этом самом первом номере 2018‑го мы хотим чуточку продлить — увы! — закончившийся период каникул и предложить Вам совершить еще одно праздничное путешествие. На "диасеанс" и в сквер у дома. А еще посмотреть мастерские рисунки, вызывающие добрую улыбку…
Представляем Вам крохотный лоскуток творчества одного из наших коллег — Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Королевстве Таиланд, дипломата-поэта и прозаика, члена Союза писателей России, а еще художника Кирилла Михайловича Барского.

Первое января



Уже светло, а в городе покой.
Не каждый день случается такое.
Покой течет ленивою рекой,
И город словно замер над рекою.

Устал шуметь машин густой поток,
Махнув рукой, исчез с проезжей части,
И каждый дворик, каждый закуток
Был тишиной захвачен в одночасье.

Утих ночной трудяга снегопад,
Пойдя навстречу коммунальным службам,
И службы эти безмятежно спят,
Глухие в это утро к нашим нуждам.

Уже светло, а в сквере ни души,
И утро первозданное такое.
И новый год рождается в тиши,
Пока народ оставили в покое.


My dear диа


Людоед устал от дикой погони. Он присел отдохнуть как раз на ту самую скалу, под которой спрятались мальчики. Присел да и заснул. Заснул людоед и принялся так ужасно храпеть, что скала задрожала, а дети помертвели от страха.
Но Мальчик-с‑пальчик не растерялся. Он велел братьям, пока Людоед спит, бежать скорей домой, а о нем не беспокоиться. Братья послушались его, выбрались из пещеры и пустились со всех ног.
А Мальчик-с‑пальчик подкрался к Людоеду и попытался тихонько стащить с него сапоги-скороходы, чтобы надеть их самому. Тянуть пришлось изо всех сил — ведь мальчик был очень маленьким! И вот, пятясь назад, он как назло споткнулся, упал и повис на шпоре левого сапога. Почувствовав, что кто-то хочет снять с него обувь, Людоед тотчас проснулся. На краю обрыва он увидел Мальчика-с‑пальчика и все понял.
Людоед дико зарычал от злости. Он вытянул вперед свою огромную волосатую руку. С каждой секундой его толстые безобразные пальцы становились все ближе и ближе. Еще чуть-чуть, и злодей схватит бедного мальчугана… Выход был один — прыгать вниз.
Но на счастье обрыв скалы оказался… обрывом пленки диафильма. Будучи очень старой, она зацепилась за колесико фильмоскопа и треснула. Мрачный кадр на экране сменился белым полем. А Мальчик-с‑пальчик кубарем покатился с порвавшейся пленки вниз и очутился в темной комнате возле диапроектора.

Аппарат был ужасно горячим, и Мальчик-с‑ пальчик чуть не обжегся о его стенку. Отпрянув от фильмоскопа, он сорвался со стола и упал в стоявшее рядом мягкое кресло. Только теперь он почувствовал себя в безопасности и немного успокоился. Ведь Людоед остался там, внутри сказочного "диамира"…
Теперь мне кажется, что все свое детство я провел в этих фантастических путешествиях из обычной советской действительности в параллельную реальность и обратно. Первые книжки издательства "ДетГИЗ", виниловые грампластинки с разноцветными кружками в середине, бархатные альбомы со старыми семейными фотографиями. И, конечно, диафильмы.
Вновь мысленно проезжаю по тому самому виртуальному маршруту. Пункт отправления — вечер, зима, хрущевка, наша маленькая квартира. Вся семья в сборе, папа приглашает детей смотреть сказку, вынимает из шкафа фильмоскоп.
Далее — по всем пунктам. Остановка за остановкой.
Белая простыня на стене. Это экран. Крепится при помощи булавок. Мама ругается — опять порвете обои.
На столе черная волшебная коробка — фильмоскоп. Источник радости, интереса, знаний, страхов и еще много чего. Когда фильмоскоп выводит из темноты на экран образы других миров, он кажется машиной времени — восхитительной и опасной одновременно. Трогать эту штуковину нельзя. А днем я его не боюсь — запросто играю, как будто это автомобиль или паровоз.
Из кладовки достается и открывается заветный ящичек. В нем круглые баночки с диафильмами. Они источают кисловатый химический запах, который хочется нюхать снова и снова. Какую ленту будем смотреть сегодня?
В комнате гаснет свет. Из круглого окошечка вылетает волшебный луч. Условный рефлекс: сейчас все начнется. Мы уже в другом измерении.
Луч светит мимо экрана. Да еще и криво. Под ножки фильмоскопа подкладываются книги. Теперь все выровнялось, и прямоугольник света точно ложится на лоно простыни. Пауза. Папа колдует над фильмоскопом. Малыши сидят, замерев. По-моему, мы даже не дышим.
Свернувшаяся в клубок пленка, как змея, заползает внутрь проектора. И тут же спускается на экран огромной темной тенью. Сначала — какая-то серая пустота, вся испещренная точками и царапинами. Потом — кадр с загадочными цифрами. Что они означают, непонятно, а спросить невозможно.
И вот, наконец, яркие цветные квадратики — желтый, зеленый, синий, красный. А справа еще три — коричневый, серый и белый. Заставка с надписью "Диафильм". Детское сердечко уходит в пятки от предвкушения сказки.
— Шарль Перро. "Мальчик-с‑пальчик!" — Папа медленно "листает" страницы и читает титры. Прочитав, на несколько секунд замолкает. Кадр надо подержать подольше, чтобы все успели рассмотреть картинку.
Характерное поскрипывание колесика, пропускающего пленку через фильмоскоп. Голос за кадром. Заплатка в углу простыни. Вот, пожалуй, и все, что напоминает о той станции, с которой мы отправились в путь. Ничего в тот момент не существует, кроме сказки, героями которой мы теперь тоже являемся.
Самый ненавистный момент — когда злорадно, предательски, откуда-то с потолка на экран вылезает надпись "Конец фильма". Сейчас включится свет, и волшебство разрушится. Это означает возвращение из параллельной реальности. Но, к счастью, ненадолго. До следующего сеанса.