Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Николай Хлестов, «Нетерпеливый шаг тени»
М.: «Вест-Консалтинг», 2017

Сборник прозаических произведений Николая Хлестова переносит нас не в такое уж далекое прошлое. События разворачиваются в СССР, а заканчивается книга трагикомедией о крушении «великого и могучего» государства.
Открывает книгу короткая проза «Лестница» с подзаголовком — «ностальгический рассказ для невозвращенца». Эмиграция — это всегда потеря, травма, сильнейший стресс.
Мы почти каждый день слышим слово «ностальгия», но знаем ли мы его истинный смысл? Человек уставший, замкнутый, одинокий, постоянно с печалью думает о родине и ни с кем не делится своими переживаниями. Мысли о родине становятся неотвязными. Прежде, чем уехать, следует вспомнить, что чужая сторона — мачеха. Это рассказ не только о волне эмиграции, пришедшейся на эпоху горбачёвской перестройки, это о любом, кто хоть раз задумывался о столь радикальных переменах в своей жизни. Оттого и герой рассказа — постаревший и отнюдь не случайно — безымянный. Да и говорит не он, а старая лестница.
А герой не желает, как презрительно выразилось бы молодое поколение, «валить». Об отъезде за границу скрипят старые ступени, шепчут пластмассовые перила. Лестница скрипит: вот, мол, герой-то не стремится за кордон, привык он и к подъезду этому, и ко мне, обветшалой. Нет в этой хваленой эмиграции ничего замечательного. Что же тогда манит нас? Обещание свободы? Похоже, что так, ибо мы и так живем в условиях внутренней эмиграции, где, согласно крылатому выражению сатирика, «мы — это один народ, а наше правительство — другое».
В следующем рассказе автор мягок и лиричен. Что такое счастье? Психологи расходятся во мнениях, взрослые люди ведут бесконечные споры, и только ребенок дает ответ: «Счастье — это когда мама приехала!». Для маленького человечка мама — весь мир, и ни для кого не секрет, как сильна связь ребенка с родителями в течение первых лет жизни. Счастье, на самом деле, это очень просто. Это — свое, родное. Счастье переживаешь — и тогда нет слов.
Ремейк чеховского рассказа «Толстый и тонкий» вызывает у читателя печальную усмешку. Короткий и емкий, он сообщает нам: за более чем вековую историю с момента написания оригинала в России ничего не изменилось. Все так же прямо пропорциональна зависимость людей от социального статуса и связанного с ним стереотипов мышления. Когда меняется поведение «тонкого» и его жены, «толстому» становится противно. Мелочность и подобострастие Кильки настолько обескураживают «толстого», что он стремится побыстрее закончить разговор.
Мораль понятна: не надо унижаться перед старым другом, даже если он достиг более высокого положения. Чехов свой рассказ посвятил именно этому. То же делает и Николай Хлестов.  Неважно, имеет ли «толстый» чин тайного советника или — что отвечает нашему времени — будучи респектабельным банкиром, уехал в Женеву на ПМЖ. Писатель пускает в ход классический принцип контраста: помимо сопоставления форм, связанных с психологией восприятия персонажей, контраст используется для определения трактовки художественных образов.
Примечательна повесть «Нетерпеливый шаг тени», давшая название сборнику. Для Саженкова (фамилия-то какая говорящая!) жизнь тянется медленно. Автор ведет повествование неторопливо, и лишь из ряда вон выходящее событие — партсобрание — дает нам представление о личности главного героя. Показателен художественный прием  «роман в романе», когда герой ведет речь от лица своего персонажа:
«Не исключено, что удалось бы избежать множества ошибок и даже преступлений, если бы мы научились сразу же замечать невнимание. За этим так легко ползет обида, а уж эта всем знакомая особа способна организовать отчаянное шествие, которое столь непросто остановить».
Внимание, как метко заметил писатель,  — это ключевая категория психологии. С отсутствия элементарной заинтересованности начинаются все проблемы в человеческих отношениях. Что же касается Саженкова, то этот герой глубоко несчастен. И не только от отсутствия внимания: семья разрушена, ребенок умер. А тут еще — второе «я», Хобот, в общем, какие-то совершенно нетипичные для советского человека размышления. Советский человек должен быть дисциплинированным, думать как можно меньше и работать, работать и еще раз работать.
Повесть заканчивается иронично, нарочито бодро: «Не нужны нам такие нетипичные герои, у которых к тому же нетерпеливо шагает тень!» А это уже — отсылка к замятинскому роману-антиутопии. Создатель антиутопии показывает, чем расплачивается обычный средний человек за всеобщее счастье. Здесь же — история не о вымышленном государстве, а о простых советских людях. Антиутопист выворачивает реальность наизнанку, а Хлестов четко фиксирует: если не выплескивать свои чувства хотя бы на бумагу, не перевоплощаться в Хобота, «обычному», а на самом деле — чувствительному человеку легко сойти с ума, работая в государственном ведомстве.
Сценарий фильма «Три» сперва — специально для нетерпеливых — представлен в форме синопсиса. Изложение в сжатой форме дает представление о развитии событий, а читатель решает, тратить ли ему свое время на трагикомедию о насильственной смене общественно-политического строя.
Речь пойдет о трех днях так называемого авугустовского путча 1991 года. После этих событий государственность СССР начинает активно разрушаться, с объявлением независимости Украиной, затем объявленные процессы декларирования независимости прокатились снежной лавиной.
К Белому Дому стекаются митингующие. Идти или нет? Сергей Мартынюк по-своему, остро реагирует на происходящее. Глава семьи встревожен — дома, на работе, на улице, в курилке его затягивает в водоворот революционных действий и реакций окружающих. И неизвестно, чем бы закончился очередной скандал с женой, если бы не раздался детский плач: — Мама, не ходи в революцию!
События у Белого дома потрясли весь мир. Однако супруги мирятся и остаются дома. «И никто из семьи Мартынюк не пошел в революцию. Революция прошла без них». С одной стороны, никто не может оценить, что, собственно, на его глазах вершится история, но с другой стороны — какое это имеет значение, когда своих проблем хватает?

Эта книга об ушедшей эпохе. До сих пор в обществе нет единого мнения о ГКЧП и путчистах. Николай Хлестов заставляет нас пережить драматические перипетии и словно вспоминает слова Достоевского: «Счастье всего мира не стоит и слезы на щеке невинного ребенка».

Ольга ЕФИМОВА