Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Федотова Л. Н.
"Общественное мнение: хулить или хвалить?"



М.: "Вест-Консалтинг", 2018

Общественное мнение представляет собой комплекс суждений, которые формирует и разделяет широкий круг людей. Не любое групповое, коллективное мнение является общественным, а лишь то, что соответствует следующим признакам — социальный интерес, дискуссионность, компетентность. Это, как выразилась автор, самосознание общества: по определению, изучаемый предмет есть "одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом".
Критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения.
Социология общественного мнения — это отраслевое направление, изучающее закономерности возникновения и функционирования общественного мнения, его структуру и состав. Однако не только специалист, но и рядовой гражданин, желающий жить в демократическом государстве, должен понимать суть разбора массового сознания, т. к. социологическое исследование — это механизм обратной связи между властью и населением. Учебник Л. Н. Федотовой, доктора социологических наук, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, освещает широкий круг проблем. Книга поделена на две части — методологическую и методическую, что соответствует традиционной практике составления учебников социальных наук.
Издание представляет собой большой по объему том (442 страницы). Систематизированные сведения опираются на богатый библиографический материал. В библиографическом списке по проблематике данного издания представлены англо- и русскоязычные источники, начиная с 2000 года.
Создатель учебника формирует две основные задачи: определить специфические особенности изучения общественного мнения и, поскольку книга названа учебником, передать эти знания обучающимся.
В первом разделе учебника рассмотрена история изучения, методологические основы сложившейся практики изучения общественного мнения, а также методика исследования этого социального феномена. Раздел разбит на четыре главы, в каждой из которых автор последовательно и сжато излагает научную информацию. Первые две главы — экскурс в историю исследуемого явления, обоснование пристального внимания к состоянию общественного сознания. Третья и четвертая главы подводят нас ко второй части: автор объясняет, кто составляет общественное мнение и как проводится изучение мнений людей, дается описание всех этапов проведения социологического опроса.
Второй раздел содержит сведения о том, как в действительности реализуются функции общественного мнения и как взаимодействие с обществом подается в СМИ.  Пятая глава помогает понять, почему, несмотря на труд социологов, прогнозы в отношении такого важного события, как результаты выборов, могут быть ошибочными. В этой главе проводится разбор объективных и субъективных факторов, влияющих на поведение электората. Теоретические сведения подкрепляются анализом результатов опросов и парламентских выборов в Англии в 1970 году. В шестой главе особое внимание уделяется практике. Рассматривается предвыборная ситуация, сложившаяся в России в 1994-95 годах. Каждая глава завершается краткими выводами, обобщающими основное содержание разобранных вопросов и задач. Материал второй части будет особенно полезен как студентам, так и простым читателям, которым не все равно, как развивается социальная жизнь в современной России. Ведь в демократических странах, где, во-первых, существует гражданское общество, т. е. не зависящая от государства сфера частных интересов, и, во-вторых, власть считается с позицией народа, общественное мнение становится постоянно действующим и весьма эффективным социальным институтом.
В заключение хочется привести цитату с последней страницы учебника, недвусмысленно выражающую нравственную позицию автора: "Чаще всего задают вопрос, легко ли управлять общественным мнением. Это же надо — всем хочется поуправлять… Мы не ответим на этот вопрос, если будем в общественном мнении видеть партнера по дискурсу, а не подкову в руках опытного кузнеца. По крайней мере, долго это не удавалось никому".

Ольга ЕФИМОВА