Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


О СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ, ИЛИ ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА



Евгений Степанов — поэт, прозаик, драматург, кандидат филологических наук, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института, Университет христианского образования в Женеве и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Президент Союза писателей XXI века. Автор книг стихов, прозы, многих публикаций в периодике. Живет в Москве.

Городские дети... сельские дети... Есть ли между ними разница? Конечно, есть. Ведь даже в море, говорят, нет двух одинаковых капель.
...Я учился в трех московских школах, одной — евпаторийской, работал учителем в селе, в Тамбовской области. И, надеюсь, могу сравнивать... Ясно, что материальное обеспечение у городских ребят намного выше. Следовательно, и возможностей получить полноценное образование у них больше. Но сельские дети, на мой взгляд, образованнее в другом... Усиленная  ф и л о л о г и ч е с к а я  подготовка у них начинается с младых ногтей, на подсознательном уровне. Сама улица развивает в сельских мальчишках и девчонках чувство народного слова. И не случайно, многие поэты родились и выросли именно в деревне.



* * *

Сельские дети, как правило, не имеют в своем распоряжении ни хоккейных коробочек, ни теннисных кортов, ни бассейнов, но зато они чаще играют в народные игры, такие, как жмурки, прятки, лапта, штандар... Как еще развлекаться-то?! А все эти игры требуют хорошего знания различных считалок, загадок, дразнилок. Нет, не случайно воспел Евгений Баратынский "Точный смысл народной поговорки". Замечательно ведь сказано — "Голь на выдумку хитра!"
Я вспоминаю, сколько же удивительных образцов детского фольклора использовали в своих играх мои бывшие ученики из села Верхнеспасское! Я всегда с азартом играл вместе с ними, с упоением читал их тетради, где было записано по моей просьбе все, что они знают из области народного творчества. Познания их меня приятно удивляли.



* * *

Когда ребята начинают играть, скажем, в жмурки, то для того чтобы определить водящего, чаще всего можно слышать следующую считалку:



* * *

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Царь велел меня повесить,
А царица не дала
И повесила царя.
Царь висел, висел, висел
И в помойку улетел.
А в помойке крыса
Родила Бориса.
А Борис кричит: "Ура,
Позовите доктора".

На лицо очень распространенный фольклорный жанр — скоморошина, в котором логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью. Нужно сказать, что мы, ребята из московского двора, в свое время тоже пользовались этой считалкой, однако мы знали из нее только одну строфу.



* * *

Используют сельские ребята и другие считалки.

Шел баран
По крутым горам.
Сорвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет.

Ребята из села Верхнеспасское иногда произносят не водить, а вадить. Это диалектное произношение. Оно, кстати говоря, позволяет не нарушать в последних двух строках стихотворный метр.



* * *

Популярна и такая считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.

Приведу еще несколько примеров:



* * *

Тара, тара, тара, ра,
Вышли в поле трактора.
Будем сеять, боронить,
Все равно тебе водить.



* * *

Шел крокодил,
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:
"Шишел, мышел,
Дернул, вышел".



* * *

Лады, мады,
Неси воды.
Отраву пить,
Тебе водить.



* * *

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?



* * *

А вот эти считалки с одинаковым успехом употребляют и сельские, и городские дети.



* * *

Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инти, инти, интерес,
Выходи на букву "С".



* * *

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.



* * *

Очень любят сельские школьники задавать друг другу загадки. И знают их великое множество.



* * *

Сам в море,
А хвост на заборе?
(Половник)



* * *

Сидели на лавочке
Две Клавочки,
Делили булавочки.
"Тебе, Клавочка, булавочка,
И мне, Клавочке, булавочка".
И вышло каждой Клавочке
По три булавочки.
Сколько у Клавочек булавочек?

(Эта загадка, содержащая в себе ответ, рассчитана на самых маленьких.)



* * *

Полон клевец
белых овец?
(Зубы)

Кстати говоря, эта загадка помещена в "тамбовском" разделе хрестоматии "Малые жанры русского фольклора", выпущенной в 1986-м году московским издательством "Высшая школа".



* * *

Характерно, что детских частушек сельские мальчишки и девчонки знают гораздо меньше, чем считалок, которые им просто необходимы в повседневной жизни. Впрочем, ребята и частушек знают достаточно. Они, в основном, навеяны их учебой в школе и начинаются, как правило, со следующего зачина: "Подружка моя, как тебе не стыдно".



* * *

Подружка моя, как тебе не стыдно,
На уроке булку ела, думаешь, не видно?



* * *

Подружка моя, что тебе за дело?
Я разочек укусила, больше не хотела!



* * *

Это замечательно, что ребята с раннего детства непроизвольно, в игре осваивают большое искусство, а именно — детский фольклор. Искусство — это не только книги или театр. Это, как заметил Д. С. Лихачёв в статье "Искусство памяти и память искусства" любые "трудовые навыки, трудовые знания и высокая культура быта".

1986 — 2017

Иллюстрации: К. Лемох, Н. Богданов-Бельский