Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Кирилл Ковальджи, «Поздние строки»
М.: «Вест-Консалтинг», 2017

Эта рецензия уже была написана, когда пришло печальное известие о том, что Кирилла Владимировича Ковальджи больше нет с нами. Его уход — огромная потеря для нескольких поколений литераторов, которые учились у Кирилла Владимировича и не могут представить современную поэзию без его творчества, критических статей и мудрых замечаний. Его творческий путь насчитывает более шестидесяти лет непрерывной работы, и если суждено последнему рубежу веков оставить какой-либо след — пусть спорный, пусть противоречивый — в истории русской литературы, то неотъемлемой его частью станет и весомый вклад Кирилла Владимировича.

Мое лицо гуляло по эфиру,
Мои слова печатали станки.
Пожалуй, я небезразличен миру,
Он не сотрет меня, как мел с доски…

— писал мэтр в своем последнем стихотворном сборнике «Поздние строки», ставшем яркой иллюстрацией зрелой и мастеровитой лирики автора.
Эта книга рождена пером человека опытного, познавшего жизнь во всех ее ипостасях, уставшего путешественника, нашедшего успокоение в философских размышлениях после долгой и трудной дороги. Она наполнена образами завершающего этапа жизненного цикла: описаниями «пышного увядания» природы, обращениями к прошлому, сожалениями о том, что «старость — минное поле,/Которое не перейти». Но все это — лишь антураж, лишь эффектное обрамление, призванное подчеркнуть несгибаемую крепость духа лирического героя. Этот сборник — прямое обращение поэта к вечности, с годами ставшей ему немного ближе, но все также непознанной, манящей непроницаемой завесой главной тайны бытия.

Из календаря, как из вагона,
Выскользнуть в пространство на ходу.
Жив, здоров и цел — определенно
Окрылено ни в каком году,
В вечном добром мире без предела
Оказаться для счастливых встреч,
Ласково извлечь себя из тела,
А точнее — плотью пренебречь…

Пугающая и зовущая тайна перехода в новое, непознанное состояние; меланхоличный, но все же удовлетворенный взгляд на минувшие дни; любовь к близким людям — тем, что были, и тем, что есть, смешанная с чувством непреходящего духовного одиночества, знакомого каждому творцу… Эти темы, звучащие рефреном в последнем прижизненном поэтическом сборнике Кирилла Ковальджи, пожалуй, для многих являются самыми главными. Но автор не был бы самим собой, не затронь он в своих стихах еще одну тему — болезненную и горькую для каждого русского интеллигента: тему умирающей литературы.

Почетно превращаясь в экспонаты,
Поэты отправляются в музей —
Моих десятки дорогих друзей,
Прославленных недавно и когда-то.
Я прохожу по залам виновато —
Они, увы, с годами все пустей,
Два-три безумца из России всей
Еще парнасской жаждою объяты…

Столь пессимистичный взгляд автора на наше литературное будущее понятен и вполне оправдан. Эпоха «сетевой цифири» и «электронных рифмачей», и правда, едва ли располагает к появлению настоящих поэтов нового века. Однако и в самые смутные времена всегда должно оставаться место надежде. Ведь рукописи, как известно, не горят, а значит, даже в тоннах серого стихотворного песка, переполняющего сегодня «недобитые» литературные журналы и опостылевший Интернет, в грядущем останется шанс найти еще не одну крупицу настоящего золота.
Скорбя об уходе Кирилла Владимировича Ковальджи, мы все же утешаемся тем, что мэтр прожил долгую, насыщенную и необыкновенно плодотворную жизнь, подав тем самым пример каждому, кто считает литературу своим призванием.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук