Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Михаил ГЛУХОВСКИЙ


Забыли, как краснеть


В памяти июль 1967 года. Театр на Таганке. "Антимиры" Андрея Вознесенского. Звучат стихи поэта: "Нам, как аппендицит, / поудаляли стыд... / Забыли, как краснеть!" Жизнь подтвердила горькое наблюдение художника.

...Двери подъездов, фонарные столбы пестрят листками объявлений. Среди зазывал лидируют представители компьютерного цеха. Обещают срочно появиться ("живу по-соседству"), по минимальной цене ("пенсионерам скидки") удалить вирусы, наладить, настроить...
Что ж, нужда заставила обратиться к "коробейникам по вызову". Команду на включение компьютер выполнял лишь с 10–15-й попытки. Звоню в компанию "2КОМ", обеспечивающую интернетом.
– Своих мастеров у нас нет. Но мы попросим коллег.
Действительно, вскоре появляется юноша с рюкзаком. Через час передо мной счёт – 4590 рублей. Проходит несколько дней, и ситуация повторяется: экран не желает загораться. Звонок в компанию. И на пороге новый мастер, почему-то уже из другой организации-партнёра. О гарантии говорить не с кем… И вот передо мною новый счёт – 4090 рублей. Позиции те же: удаление вирусов, настройка Windows и программ.
А утром я снова оказываюсь один на один с безответным компьютером. Обслуживающая компания обещает прислать вчерашнего помощника. Заглянув в устройство, тот констатирует: "Сдох". Вышел из строя пусковой механизм. Чинить "железо" смысла нет.
Его, этого смысла, и вчера не было. Но как не воспользоваться доверчивостью седого лоха?
Согласитесь, что-то неладно в "датском королевстве". Роятся, подобно тучам гнуса дельцы, которым чужды добропорядочность, ответственность за качество своей работы. На первом плане мани-мани. Что хотите: рынок!
Конечно, неловко признаваться в собственной лопоухости. Но вот ведь с кем ни поговори, каждый расскажет свою, схожую историю. И едва ли не каждый второй выскажется за некий "трибунал" для тех, кто утратил совесть, готов ради наживы толкнуть слабого, обидеть ребёнка или немощного старика.
...Безусый юнец калечит дряхлого воина, чтобы овладеть его боевыми наградами – они в цене у перекупщиков. Какие-то тусклые личности выдают себя за представителей соцзащиты и вымогают у полуслепых старух потёртые пенсионные купюры, чтобы заменить их на "новые" деньги, а проще говоря – на фантики. Редкую семью обошли своим вниманием "контролёры", странным образом знающие ваше имя-отчество, состав семьи, адрес, готовые проверить и срочно заменить водосчётчики или "оценить" качество воды.
Складывается впечатление, что все мы теряемся перед масштабной нахрапистостью. За минувший год в Московское общество защиты прав потребителей обратились за помощью только 17 300 человек, а сумма возмещённого ущерба рассерженных потребителей составила 42 500 руб. То ли наши потребители очень уж терпеливы и не любят выносить сор из избы, или же – что более вероятно – не верят, что им удастся отыскать справедливое решение, да и часто они и не знают своих прав.
Среди тех, кто чаще страдает от жуликов, – старшее поколение. В массе своей старики, как правило, внутренне одиноки. Детям, занятым своими заботами, некогда поговорить с пожилыми родителями, понять, что их волнует. А те рады любому проявлению внимания. Этим пользуется армия мошенников, тех, кто обделён и стыдом, и совестью...
Закон держит нейтралитет: это ваш выбор – приглашать или не приглашать незнакомого мастера. А может, действительно стоит ввести в Уголовный кодекс статью о наказании за особый цинизм при обмане людей, особенно немощных, старых?