Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Евгений Степанов
"Среда обитания"



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

Если кто-то думает, что пародистами рождаются, то знайте: это большая ошибка. Пародистами становятся после того, как сам научишься владеть поэтическим пером и, перефразируя агитатора, горлана, главаря, "изводишь единой цитаты ради тысячи тонн словесной руды". Пародист должен не зло, а добродушно обыграть несуразицу в стихах автора цитаты, а еще ему следует быть достаточно квалифицированным поэтом. Пародия — легкий улыбчивый жанр. Для многих поэтов она словно пиар-акция. Читатель, увидев цитату и пародию на нее, частенько начинает интересоваться творчеством конкретного автора и нередко становится поклонником его творчества. Не зря я написал когда-то: "Пародия живучее стиха, — вздохнул поэт, подписывая книгу…" Потому что, листая книгу пародий Александра Иванова, вижу, сколько поэтических имен, уже основательно забытых в наше время, сохранили его пародии.
Пародия не обязана ни учить чему-то, ни объяснять — каждый вправе понимать интонацию пародиста как намек или просто улыбку. В нынешнее время многие прекрасные пародисты ушли из жизни, а другие, как Андрей Мурай, Владимир Туровский и другие, занимаются иными жанрами. Поэтому появление нового, интересного и, что главное, пишущего качественные пародии пародиста — достаточно редкое литературное явление.
Евгений Степанов — издатель и редактор, выпустивший не одну сотню книг и не одну сотню номеров журналов. Всегда, когда я посылал ему подборку пародий, он вздыхал: "А почему нет на меня?" И, бесспорно, любовь к пародии заразна, особенно для поэта, который видит стихи намного глубже, чем простой читатель. И вот результат: в этой книжке Евгений Степанов, добрый мой приятель, дебютирует с большим блоком пародий. Уж кому, как не ему, прочитавшему тысячи строк, можно дать в руки карты пародиста! В написанных пародиях Степанов разный: иногда добродушный (когда пишет на коллег-поэтов), иногда язвительный (когда приводит цитаты чиновников субсидированных журналов, печатающих так называемых "поэтов своего круга"). Умение найти точные цитаты и точно их обыграть, как в смысловом, так и семантическом отношении, — большое искусство. Это умение позволяет делать пародию ироничной и смешной одновременно. Очень важный плюс пародиста Евгения Степанова заключается в том, что, сочиняя пародию по одной цитате, он прекрасно знает не только творчество автора цитаты, но и лично знаком с автором. Оттого степановские пародии превращаются в некие словесные шаржи на поэтов.
Так что любите, поэты, пародистов! Только они, внимательно, с карандашом в руке, читая ваши книжки и помечая нужные строчки, могут в будущем обеспечить вам если не бессмертие, то долгую память читателей. Цитировать отрывки из пародии — бесполезное занятие, но могу, в оправдание своих слов, привести целиком отличную пародию Евгения Степанова на невеселое признание прекрасного поэта Кирилла Ковальджи:



ЧИТАТЕЛЬ

Поэты вручают друг другу премии,
Потом гурьбою идут на фуршет…
Есть южное море, есть ветер времени,
небо есть,
а читателей нет…
                        Кирилл Ковальджи

Суть времени стала другою едва ли.
И путь у поэтов, как прежде, тернист.
Но раньше поэтов хотя бы читали.
Теперь же читатель один — пародист.

Хочется надеяться, что пародисты, в том числе и Евгений Степанов, привлекут внимание читателей к настоящей поэзии, которую будут читать все, а не только пародисты. А в заключение могу порадоваться, что в российском литературном пространстве появился еще один квалифицированный пародист, которых нынче можно сосчитать по пальцам одной, максимум двух рук, работающий в этом непростом жанре.
В этой книге также представлены иронические стихи Евгения Степанова.

Евгений МИНИН