Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


МАКСИМ СКОРОХОДОВ


Золотая проза



125 лет назад родился Константин Паустовский


Почему так любят Паустовского? Почему его книги неизменно вызывают чувство нежности, глубокой симпатии? Почему радостное волнение вспыхивает в любой аудитории, едва упоминается это имя? Можно по-разному ответить на этот вопрос: его любят потому, что его произведения выразительны, полны чистоты. Его любят потому, что он – художник с головы до ног, он артистичен, изящен. Его любят потому, что его книги интересуют всех, потому, что по каждой строке, по каждой странице видно, что ему самому необычайно интересно писать – и это мгновенно передаётся читателю.
Но дело не только в этом. Мало быть художником, мало умения выразительно, оригинально писать. Чтобы пробудить такую любовь, надо находить в человеческом сердце то самое светлое, что, может быть, давно забыто или потеряно в шуме времени, в сутолоке ежедневных забот.
Паустовский заставляет людей вспомнить о том, какими они были в детстве, как чиста была их юность. Он заставляет людей прислушаться к голосу собственной юности и оценить её снова и снова.
Паустовский принадлежит к старшему поколению нашей литературы, подошедшему к тому рубежу, с которого видно многое – и то, что совершено, и то, что ещё не начиналось. И становится ясным, что почти ничего не пропадает даром, что жизнь писателя со всеми её тревогами, сомнениями, разочарованиями в конечном счёте направлена к тому, чтобы выразить себя до конца, отдать себя другим. Это удаётся не многим. Но есть среди нас счастливцы, которые работают не повторяясь, постоянно развиваясь, люди сильной, непреклонной души, подлинные властители дум, потому что их книги принадлежат всем поколениям.

Вениамин Каверин, 1962 г.


Жизнь во всей полноте


Творчество Константина Паустовского созвучно и русской, и украинской культуре

Мастер лирической прозы, воспевший красоту во всех её проявлениях. Блестящий стилист, боготворящий русский язык, кропотливо работающий со словом. Талантливый и терпеливый учитель, на чьих литинститутских семинарах совершенствовали своё мастерство многие будущие видные писатели XX века… Всё это – Константин Паустовский – поистине уникальная фигура в русской литературе, чьё творческое наследие и сегодня остаётся не до конца изученным.

Вся жизнь его от поступления в 1904-м в гимназию до кончины в 1968-м была заполнена великим множеством значимых событий. Он перепробовал немало самых разных профессий – был кондуктором трамвая и вагоновожатым, рабочим на заводе, членом рыбацкой артели, военным корреспондентом, редактором. Изъездил не только весь Советский Союз, но и многократно бывал за рубежом. Всё это многообразие городов, стран и культур воплотилось в творчестве, вошло в плоть языка, в ткань произведений.
Можно не сомневаться в том, что все русские люди, точнее, все те, кто изучал русский язык в школе, читали Паустовского. Его описания широко входят в учебный процесс – это правда. Но, к сожалению, иногда такими вырванными из контекста предложениями и фрагментами текста дело и ограничивается.
Да, ещё есть экранизации. Снятый ещё при жизни писателя мультфильм "Растрёпанный воробей". И уже после его кончины – мультфильмы "Тёплый хлеб", "Стальное колечко", "Жильцы старого дома", "Корзина с еловыми шишками". Детский писатель – одно из распространённых представлений о Паустовском.
Но знаем ли мы подлинного Паустовского? К сожалению, нет! Не знаем, поскольку далеко не всё ещё опубликовано. Остаются письма, дневники, различные документы, изъятые и не напечатанные ни при жизни, ни в наши дни фрагменты произведений.
Повесть о трагедии Гражданской войны "Кара-Бугаз" была опубликована в начале 1930-х и переведена затем на многие языки мира. Но снятый по ней в 1935 году на Ялтинской студии фильм "Кара-Бугаз (Чёрная пасть)" не был выпущен в прокат.
В довоенные годы были напечатаны повести "Судьба Шарля Лонсевиля", "Колхида", "Чёрное море", "Созвездие Гончих Псов". И тогда же, в 1930-е, – "Исаак Левитан", "Орест Кипренский", "Тарас Шевченко". Не только к Шевченко, но и к Украине у Паустовского – особое отношение. Хотя он родился и умер в Москве, значительная часть его жизни прошла на украинской земле – в Киеве, Одессе, Черкассах. Русский писатель имел по отцовской линии украинско-польско-турецкие корни. Дед его, казак, участник Русско-турецкой войны, привёз из турецкого плена жену-турчанку, принявшую затем православие. В роду Паустовских – и гетман Сагайдачный. С детства Паустовский общался с людьми разных вероисповеданий – православными, старообрядцами, католиками, протестантами, иудеями. Бабушка по материнской линии не только была католичкой, но и всю жизнь носила траур в связи с поражением польского восстания 1863 года. И такой опыт общения, умение понимать и уважать представителей разных культур оказали влияние на всю жизнь Паустовского.
"Москвич по рождению и киевлянин по душе", он писал: "Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет". И неслучайно сейчас музеи, посвящённые Паустовскому, работают как в России, так и на Украине. Он созвучен обеим нашим культурам, и, безусловно, это один из тех писателей, чьё творчество в будущем (хочется верить, недалёком) поможет восстановлению катастрофически утрачиваемого единства и взаимопонимания между родственными народами.
Ещё одна любовь Паустовского – природа. Оттого и притягивали его всегда небольшие городки. Такие как Солотча и Таруса. Там, в окружении природы, очень хорошо работалось. "С детских лет одна страсть завладела мной – любовь к природе. Временами она приобретала такую остроту, что пугала моих близких, – писал Паустовский. – Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека". Природа, поставленная под удар войны, – об этом тоже думал писатель. Познавать жизнь во всей полноте, во всех её проявлениях – в бедах и радостях, в страданиях и счастье – это важно для его творческого мира.
Одно из главных произведений послевоенных лет – "Повесть о жизни". Это и не автобиография, и не воспоминания, и не хроники. Это именно повесть – с неспешным развитием сюжета, с подробными описаниями былого, с размышлениями о прошлом. Знаменательное для писателей его поколения произведение.
Поколение Паустовского – это целая эпоха в развитии литературы. Сегодня ему – 125 лет! Такие даты-юбилеи идут чередой: Пастернак – в 2015-м, Мандельштам и Булгаков – в 2016-м, Паустовский и Цветаева – в 2017-м, Маяковский – в 2018-м, Пильняк и Бабель – в 2019-м, Есенин и Зощенко – в 2020-м. Как много отделяет нас, сегодняшних, от их 100-летних юбилеев. Двадцать пять лет прошло. Насколько изменилось за эти годы восприятие их жизненного пути и творчества! Совершенно по-иному раскрываются контексты, иные реалии привлекают наиболее пристальное внимание как читателей, так и исследователей. Многое за эти годы открыто, прочитано заново. А что-то забыто, и неизвестно теперь, возвратятся ли когда-нибудь ушедшие на наших глазах в небытие произведения, имена, события…
Когда можно будет судить об этом? Наверное, через очередные 25 лет. "Большое видится на расстояньи…", как писал Есенин. Для изменения восприятия нами человека и трудов его нужны факты, а факты писательские – это прежде всего произведения. И потому важно, чтобы рукописи стали доступны, были прочитаны и рассмотрены в историко-литературном контексте. Для этого их нужно обнаружить в архивах, исследовать, определить последнюю авторскую волю, прокомментировать, издать.
Может показаться, что для Паустовского, при жизни которого вышло шеститомное собрание сочинений, а в 1980-е – и девятитомное, публикация текстов – задача не самая актуальная. Однако это далеко не так. Очень многое ещё неизвестно.
Именно поэтому одним из важнейших событий года Паустовского является международная научно-практическая конференция "Литературное наследие Константина Паустовского в XXI веке: актуальность и проблемы интерпретации", во время которой состоится презентация совместной выставки Российской государственной библиотеки и Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского и значительное внимание будет уделено именно архивным документам. Они будут вводиться в научный оборот в докладах и составят стержневую завязь выставочного проекта.
Уже упомянутая "Повесть о жизни", как установлено, печаталась со значительными изъятиями. Эти фрагменты публикуются теперь в альманахе "Мир Паустовского", который уже многие годы издаёт московский музей писателя. Только недавно напечатаны тексты, в которых говорится о Маяковском:
"Ему хотелось петь, как и каждому, в ком поселилась беспощадная и светлая поэзия. Петь о многом, о чём так вольно, не задумываясь, пели его товарищи – Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин, Пастернак.
Элегии, широко берущие за сердце, звучали рядом, как шум ночного ветра в деревьях, но он не позволял себе прислушиваться к ним. Он ломал и одёргивал себя".
И ещё – о нём же: "В первые годы революции умами молодёжи владел Маяковский, сердцами – Сергей Есенин". Насколько принципиально отличается это от официальной версии: "… умами и сердцами молодёжи владели Маяковский и Сергей Есенин". И насколько точно в сжатой до формулы фразе отражены реалии той эпохи, подтверждаемые ныне опубликованными воспоминаниями, письмами, рецензиями современников.
С Есениным, кстати, Паустовскому не довелось встретиться. Приехал проститься. Из этого эпизода была удалена, казалось бы, нейтральная фраза: "Вялая хмурость нависла над Москвой, но за городом, в Пушкине, откуда я приехал на похороны, она не чувствовалась. Там дул слабый ветер, пахло ещё не выпавшим снегом и холодок румянил лицо", – но она передаёт реальную картину прощавшейся с Есениным Москвы, в которой и природа оплакивала трагический уход его.
Нам ещё многое предстоит узнать о судьбах нашей литературы, культуры и, собственно, о жизни нашей в трагическом прошлом, которое всегда будет манить нас неразгаданными тайнами, причудливыми сюжетами, яркими светлыми образами. И одним из проводников на этом пути в будущее, который не может не быть совмещён со знанием прошедшего, ещё долгие годы будет талантливый, мудрый, дальновидный Константин Георгиевич Паустовский.
Год Паустовского только начинается! Ещё многое предстоит открыть и познать.