Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
МСТИСЛАВА РОСТРОПОВИЧА

ЕЛИЗАВЕТА КАСУМОВА


ИСЦЕЛЕНИЕ МУЗЫКОЙ


Музыка – это исцеление. Музыка зажигает
факел добра и может переустроить, усовер-
шенствовать мир.
Мстислав Ростропович


Великий бакинец – маэстро Ростропович


Известный музыкант, дирижёр и гениальный виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович всю свою жизнь посвятил музыке.
Народный артист СССР, лауреат Сталинской и Ленинской премий СССР, Государственной премии Российской Федерации, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других наград, почетный доктор более 50 университетов различных стран, почетный гражданин многих городов мира, командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи, он был награжден государственными наградами многих стран мира. Его имя включено в число "Сорока бессмертных" – почетных членов Академии искусств Франции. Лондонская "Таймс" в свое время назвала его величайшим из живущих музыкантов. И это далеко не все награды, звания и регалии, которыми были отмечены его заслуги и достижения в музыкальной и иных сферах.
Особую гордость у нас, бакинцев, вызывает тот факт, что этот бесконечно талантливый человек, которого почитает вся музыкальная общественность мира, родился в нашем городе. И хотя он прожил в Баку недолго – в четырехлетнем возрасте он был увезен в Москву, куда перебралась его семья, он не раз повторял, что считает себя бакинцем.
"Я – бакинец, – говорил великий Мстислав Ростропович. – Здесь я родился. Здесь живут мои друзья. Баку – моя родина, мой дом. Где бы я ни находился, я всегда буду возвращаться в Баку". И он действительно не забывал свой родной город – неоднократно приезжал на родину, давал концерты, мастер-классы для студентов Бакинской консерватории и бакинских музыкантов. И Баку тоже помнит о нем – здесь действует Дом-музей семьи Ростроповичей, улица, на которой он находится, носит имя отца (тоже известного музыканта) и сына Ростроповичей, их именами названа и бакинская музыкальная школа №21, в Баку ежегодно проводится международный фестиваль Мстислава Ростроповича, действуют благотворительный Фонд Вишневской – Ростроповича .


Истоки


Мстислав Ростропович родился в семье музыкантов: и дед его по отцу – Витольд Ростропович, и отец, и мать избрали музыку своей профессией и судьбой. Витольд Ростропович был учителем музыки и очень неплохим музыкантом, что позволяло ему достойно содержать семью. "Отец играл превосходно и зарабатывал достаточно", – вспоминал его сын Леопольд. В доме Витольда Ростроповича постоянно бывали музыканты, звучала музыка, велись беседы на музыкальные темы, и в такой атмосфере росли его дети. Но только один из его детей – Леопольд, стал музыкантом. Отец научил его игре на фортепиано, а вот играть на виолончели Леопольд выучился у музыканта М.А.Лукинича. Музыкальное образование Леопольд Ростропович получил в Петербургской консерватории, которую он окончил с золотой медалью. После этого началась его концертная деятельность – он выступал в крупных городах России и Польши, а также во многих западных столицах. Пройдя стажировку в Париже у знаменитого испанского виолончелиста Пабло Казальса, на одном из конкурсов в Берлине Леопольд Ростропович завоевал звание первого виолончелиста Европы и стал обладателем великолепной виолончели работы Гварнери. В 1914-16 годы он гастролировал в Баку, причем с огромным успехом. Возможно, эти нашумевшие бакинские гастроли стали одной из причин того, что в 1925 году Леопольд Ростропович был приглашен выдающимся азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым на преподавательскую работу в Баку. Леопольд Витольдович с радостью принял приглашение и, со всей семьей переехав в Баку, вместе с супругой начал преподавать в качестве профессора в Азербайджанской государственной консерватории, где он открыл класс виолончели. Супруга же его, Софья Николаевна Федотова-Ростропович, занималась со студентами по классу фортепьяно.
Леопольд Ростропович был не только высокопрофессиональным исполнителем и композитором, он также обладал большой энергией и явным педагогическим даром. Именно он создал первый в Азербайджане струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель), а его ученики стали впоследствии гордостью азербайджанской музыкальной классики. Одним из его учеников был основоположник азербайджанской симфонической музыки и романса Асаф Зейналлы, который сохранил о своем учителе самые теплые воспоминания.


Первые шаги в музыке


27 марта 1927 года в семье Ростроповичей родился сын, которого родители назвали Мстиславом. Отец приобщил его к музыке с самого раннего детства, так что уже в возрасте всего четырех лет он написал свое первое музыкальное сочинение – "Польку" для фортепиано. Столь раннее пристрастие Мстислава к музыке можно объяснить не только тем, что он родился в семье музыкантов – наверное, немаловажную роль в этом сыграло и то, что и сам город, в котором он родился и провел свои первые детские годы, был наполнен музыкой: кто-то подсчитал, что из всех советских республик именно Азербайджан располагал самым большим количеством роялей на душу населения. Эта особая, "музыкальная" аура Баку тех лет, вероятно, и была одной из причин того, что тонкий, высокообразованный виолончелист и композитор Леопольд Ростропович, отец Мстислава, предпочел этот город всем другим городам России и прожил здесь лучшие свои годы, а у его сына сформировался здесь замечательный музыкальный талант.


Прощай, Баку!


Однако обстоятельства сложились так, что в 1932 году семья Ростроповичей переехала в Москву, где отец стал преподавателем, а Мстислав – учеником музыкальной школы имени Гнесиных, в которой он проучился до 1938 года. Концертировать Мстислав Ростропович также начал очень рано – его первое выступление состоялось, когда ему было всего 12 лет – в сопровождении симфонического оркестра он с успехом сыграл концерт Сен-Санса. Однако вскоре началась Великая Отечественная война. Семья Ростроповичей была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург), где родители устроились на работу в музыкальное училище; там же продолжил свое музыкальное образование и Мстислав. В июле 1942 года Леопольд Ростропович скончался от сердечного приступа. Главой семьи пришлось стать 15-летнему Мстиславу. Он занял место отца на преподавательской работе в музыкальном училище, а также стал артистом концертно-эстрадного бюро, что позволило ему выступать с артистическими бригадами.


На пути к славе


В 1943 году семья вернулась в Москву, где Мстислав поступил в музыкальное училище при Московской консерватории. Здесь он настолько успешно занимался, что со второго курса его перевели сразу на пятый. В 1946 году он с отличием окончил сразу два факультета Московской консерватории – композиторский и класс виолончели, где одним из его учителей был Дмитрий Шостакович. Окончив консерваторию, Ростропович поступил в аспирантуру, после окончания которой стал здесь же преподавать. Его преподавательский стаж в Московской консерватории составил 26 лет, плюс семь лет – в Ленинградской консерватории.
В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей Мстислав Ростропович получает первую премию, затем становится лауреатом Международных конкурсов в Праге (1947) и в Будапеште (1949). Эти победы принесли ему заслуженную славу во всем мире. Его выступления с триумфом проходят во многих городах СССР, а затем и во многих странах Европы.
Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярно выступал с концертами в Берлинской и Лондонской филармониях.


Женщина на всю жизнь


В 1955 году Мстислав Ростропович женился на известной оперной певице Галине Вишневской. Их знакомство состоялось на фестивале "Пражская весна". Познакомились они в ресторане.
Кто-то из знакомых показал Вишневской на сидящего напротив парня в очках и спросил:
– Вы знакомы?
– Нет, – ответила она.
– Так познакомьтесь, это – виолончелист Мстислав Ростропович.
Ростропович в это время рассказывал своим соседям какие-то смешные истории и, казалось, не обратил на Вишневскую никакого внимания. Когда же Вишневская собралась уходить домой, он вдруг вскочил и обратился к ней:
– Послушайте, можно мне вас проводить?
– Проводите...
– Можно я подарю вам эти конфеты? Ну прошу вас, для меня это очень важно...
Они вышли вместе. На улице увидели женщину с полной корзиной ландышей. Ростропович купил и подарил Вишневской всю корзину.
– Между прочим, я замужем! – заметила Вишневская.
– Между прочим, это мы еще поглядим! – заявил Ростропович.
Ростропович умел ухаживать за женщинами и умел быть настойчивым, добиваясь своей цели. После возвращения из Праги Вишневская решительно рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным. Она и Ростропович стали мужем и женой. Вместе они прожили более 50 лет. И это были прекрасные, полные любви годы. Как-то у Мстислава Ростроповича спросили:
– Как вам удается сохранять такие трепетные чувства к своей жене?
– Очень просто, – ответил Ростропович. – Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь...
У Ростроповича и Вишневской родилось две дочери – Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием. Но в то же время он всегда был очень внимателен и добр к ним.


Непростительная дерзость


Начиная с 1969 года Ростропович и его семья постоянно поддерживали Александра Солженицына, который, как известно, весьма раздражал власти своими дерзкими, нелицеприятными высказываниями в их адрес. Общаться, а тем более поддерживать его было небезопасно – это способно было вызвать раздражение у власть предержащих. Ростропович же с Вишневской не только разрешили ему жить на своей даче под Москвой, но и написали открытое письмо Брежневу в его защиту. К тому же Ростропович был довольно дерзок. Как-то министр культуры Фурцева с неудовольствием сказала Ростроповичу:
– Вы покрываете Солженицына. Он живет у вас на даче. В течение года мы не будем пускать вас за границу.
Тот, пожав плечами, ответил:
– Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом – наказание. Подобное поведение известного музыканта не было оставлено без последствий. Все его концерты и туры были отменены, записи концертов остановлены. В 1973 году Ростроповичу удалось дать концерт в Баку – он играл с симфоническим оркестром под управлением Ниязи, после чего он вновь расстался с родным городом более чем на двадцать долгих лет.
Репрессии, применяемые советскими властями в отношении Мстислава Ростроповича, вынудили его в 1974 году эмигрировать с семьей из СССР в США, что вызвало еще большее раздражение у властей. В 1978 году Ростроповича и Вишневскую лишили советского гражданства "за систематические акты, подрывающие престиж советского государства". Реабилитированы они были только в 1990 году.


Снова в Баку


Первый визит Мстислава Ростроповича в Баку после возвращения из эмиграции состоялся в 1997 году, в год его 70-летия, спустя 24 года со времени его последнего приезда. В Баку его с семьей пригласил президент Азербайджана Гейдар Алиев. Здесь его встречали как самого высокого гостя. На родине музыкант отметил свой 70-летний юбилей. По словам его дочери Ольги, это был самый удивительный день рождения ее отца.
"Я и моя сестра тогда впервые побывали на родине отца, – вспоминала она, – а он до этого много лет тоже там не бывал. И вдруг мы столкнулись с тем, что его день рождения Азербайджан отмечал как государственный праздник. На улицах танцевали люди в национальных костюмах. Куда бы мы ни приехали, нас везде встречали толпы народа, под ноги нам бросали букеты, лепестки роз... Нас привезли в дом, где родился и жил папа – Гейдар Алиевич нашел эту квартиру, расселил людей, которые там жили, и создал в ней музей Леопольда и Мстислава Ростроповичей. Поэтому, когда нас привезли в этот дом на улице, которую Алиев назвал в честь Леопольда и Мстислава Ростроповичей, отец словно вернулся в свое детство, а все мы испытали удивительные переживания".
А вот как вспоминает возвращение Ростроповича в Баку в своей книге "Любовь моя – мелодия" Муслим Магомаев:
"Гейдар Алиевич устроил настоящий всенародный праздник: были пляски на площадях, звучали тар, зурна, кеманча, бубны, ашуги воспевали Ростроповича. Везде, где Мстислав Леопольдович появлялся с Галиной Павловной, их ждали застолья. То есть, в полном смысле была слава Славе. Даже награжден он был азербайджанским орденом "Слава"... Улица, на которой он родился, носит его имя, а в доме создан музей".
И действительно, в честь 70-летия Гейдар Алиев вручил Ростроповичу высокую правительственную награду – орден "Шохрет" (Орден Славы). Растроганный Мстислав Ростропович признался, что секрет его энергии – в генетике и бакинском климате. Уезжая из Баку, великий музыкант сказал:
"Я оставляю здесь свое сердце. Мне очень трудно расставаться на один год с этой красотой, с гостеприимством, замечательными людьми, с прекрасными детьми, с которыми я работал в мастер-классах. У азербайджанского народа огромный культурный потенциал, и я считаю своим долгом, чтобы этот потенциал был реализован, чтобы одаренные азербайджанские дети – студенты Бакинской музыкальной академии, учащиеся музыкальных школ – в будущем стали известными мастерами искусства. Я очень горжусь тем, что мой отец многое сделал для Азербайджана, и счастлив, что его имя здесь не забыто. Мой отец нигде не был так счастлив, как в Азербайджане"...
Начиная с того времени и до самой кончины маэстро Мстислав Ростропович и Галина Вишневская регулярно приезжали в Баку. При небывалом аншлаге великий музыкант давал концерты, ставшие вехами в культурной истории азербайджанской столицы.


Дом-музей Ростроповичей


В бакинском Доме музее отца и сына Ростроповичей мне довелось побывать вскоре после его официального открытия (заложен музей был в 1997-м, а его официальное открытие состоялось в 2002 году). Директор музея Шейла Гейдарова рассказала мне тогда, как он создавался. Расположен музей на тихой бакинской улочке, звавшейся когда-то Колодезной (ныне улица Леопольда и Мстислава Ростроповичей).
– Когда вышел указ, здесь была обычная квартира, в которой жили обычные люди. Им предоставили другую жилплощадь, а эту отремонтировали, – вспоминала Шейлаханым. – То есть начинать приходилось с чистого листа. Мы не раз встречались с маэстро Мстиславом Ростроповичем, советовались… Идея проекта виделась нам в таком аспекте: в мемориальной части, то есть период с 1925 по 1931 год, показать и рассказать о жизни и творчестве этих больших музыкантов с акцентом на бакинский период, их бакинские связи, их влияние на нашу виолончельную школу, на развитие азербайджанского виолончельного искусства…
Среди экспонатов музея – документы о рождении в Баку Мстислава Леопольдовича, концертный фрак маэстро, его дирижерская палочка, любимый галстук с виолончелями, ватник, в котором он давал концерты на фронте. А еще – трогательное письмо, датированное 1942 годом, от отца сыну, которое Леопольд Витольдович написал незадолго до своей смерти. "Мы дали тебе имя Слава, и наше общее дружеское пожелание – видеть Славу в полной Славе своего таланта. Желаем, чтоб как виолончелист ты достиг бы пределов Пабло Казальса, как пианист, как композитор был бы не меньшей величины, чем Рахманинов и, главное, как человек был бы всегда джентльменом, обаятельным человеком общества, человеком большой культуры и образования, всегда желанным гостем и академиком", – написал отец на 15-летие своего сына.
На торжественное открытие Дома-музея в 2002 году приезжали сам маэстро Мстислав Ростропович и его супруга Галина Вишневская. Они подарили этому дому хранившиеся ранее в личном архиве письма, автографы, пластинки и награды, которые теперь бережно хранятся в музее. Сегодня здесь собралось более трех тысяч редких экспонатов, рассказывающих о бакинском периоде жизни Ростроповичей, а также последующих визитах Мстислава Леопольдовича в азербайджанскую столицу. Великий музыкант часто бывал в Баку, был награжден высокими азербайджанскими наградами.
Сегодня в четырех музейных залах, каждый из которых посвящен определенному периоду жизни известных виолончелистов (кстати, число экспонатов музея сегодня приблизилось к трем тысячам), можно увидеть антикварную мебель тех лет и другие предметы обихода, часть которых принадлежала семье Ростроповичей, а также множество раритетов, воссоздающих атмосферу того времени, – нотные альбомы, выпущенные в начале прошлого века, вырезки из газеты "Каспий" 1914–1916 годов, сообщавшие о концертах и мастер-классах Леопольда Ростроповича в Баку, подлинники его писем Узеиру Гаджибекову, композиторам Глазунову и Зилотти.
"Мстиславу Ростроповичу очень нравилось у нас, – рассказывает Шейла ханым. – Ему был дорог этот дом, в котором он родился, где сделал свои первые шаги, произнес свои первые слова, где в четырехлетнем возрасте сочинил свое первое музыкальное произведение – "Польку". Он всегда подчеркивал, что у него генетическая любовь к азербайджанской земле. Знаете, он всегда очень торопился, у него был очень насыщенный график, но когда он приходил сюда и нас предупреждали, что у него всего 30 минут времени, он засиживался, проводя у нас по 2–3 часа. "Мне приятна здешняя аура", – говорил он. И шутливо спрашивал: "Нельзя ли где-нибудь тут поставить мне кроватку?"…


Дорогая сердцу награда


После своего приезда в Баку в 1997 году Ростропович и Вишневская регулярно приезжали в этот город, где их всегда ждали и всегда были им рады. В 1987 году за заслуги в развитии азербайджанской музыки и в связи с 75-летием Президент Гейдаp Алиев наградил Мстислава Ростроповича самой высокой государственной наградой Азербайджана – оpденом "Истиглал" ("Hезависимость"). Следует отметить, что Ростропович стал первым зарубежным общественным деятелем, удостоенным этой награды. До сих пор такой чести удостаивались лишь главы ряда иностранных государств, в частности, президенты Турции и Грузии. Музыкант назвал полученную награду одной из самых дорогих из 42 орденов, которых он был удостоен правительствами разных государств.
Мстислав Ростропович тогда сказал:
"Эта награда ценна тем, что вручена Президентом, благодаря которому его родина – Азербайджан – стала по-настоящему независимым государством. Мне от отца передалась любовь к Азербайджану, к Баку. Мой отец, после того как уехал отсюда, жил в Москве. Здесь, в Баку, есть музей человека, которого я знал. Я был маленьким, но отец меня с ним познакомил, это был Узеир Гаджибеков – друг моего отца. Когда была Декада азербайджанского искусства в Москве, отец взял меня в гостиницу "Москва" и сказал: я тебя познакомлю с выдающимся музыкантом. И я на всю жизнь запомнил, как выглядел Узеир Гаджибеков, с которым меня познакомил отец. В музее Узеира Гаджибекова есть письмо моего отца к нему, посланное перед самой войной. В этом письме мой отец пишет: "Я очень мечтаю о том, чтобы уехать из Москвы и вернуться в Баку". Отец не вернулся в Баку только потому, что началась война. И поэтому мы были вынуждены эвакуироваться в Оренбург, где он скончался в 1942 году. Моя жизнь наполнена этими переживаниями и мыслями об этом. И для меня каждый ежегодный приезд в Баку – это событие. Я могу сказать, что когда уеду отсюда, буду думать о том, когда же, наконец, сяду в другой самолет, который привезет меня обратно".


Последние встречи


В январе 2004 года Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской специально прилетел в Баку для того, чтобы дать концерт в память об общенациональном лидере азербайджанского народа Гейдаре Алиеве, который скончался 12 декабря 2003 года. Сразу же по прибытии в Баку великий музыкант посетил могилу Гейдара Алиева, отдав дань светлой памяти всемирно известного политического деятеля.
26 января после длительного перерыва состоялось официальное открытие реконструированной Азербайджанской государственной филармонии. На церемонии открытия Мстиславом Ростроповичем была исполнена Сарабанда из сюиты № 2 Баха. Это произведение музыкант посвятил светлой памяти покойного Президента.
18 сентября Мстислав Ростропович вновь побывал в Баку, где он выступил в качестве дирижера Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибекова. На концерте присутствовал Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Это был последний приезд великого маэстро в Баку. 27 апреля 2007 года после тяжелой продолжительной болезни Мстислав Ростропович ушел из жизни. За большие заслуги в развитии международных культурных связей и музыкального искусства Азербайджана и в честь 80-летия со дня рождения известный музыкант и дирижер Мстислав Ростропович был награжден орденом "Гейдар Алиев", который за него получала уже его супруга, знаменитая оперная певица Галина Вишневская. На торжественном вручении этой высокой награды она сказала: "Ростропович родился в Баку, к нему там замечательно относятся. При жизни он получал много любви и тепла из Азербайджана, а когда заболел, вся республика поднялась, чтобы его спасти, – любую помощь предлагали".
А вот отрывок из воспоминаний дочери маэстро, Ольги Ростропович: "Я провела с отцом последние месяцы в больнице, и он часто вспоминал о Баку, хотел сюда приехать, провести серию концертов. Несмотря на тяжелую болезнь, незадолго до своего ухода отец размышлял о несвершенном. Мечтал организовать в Баку, где родился и провел первые годы жизни, музыкальный фестиваль мирового уровня. Отец очень любил этот город. И Баку очень любит отца. Бакинцы относились к нему как к национальному герою. Поэтому фестиваль Ростроповича – это завет моего отца, который я с удовольствием воплощаю в жизнь".
На протяжении всей жизни Мстислав Ростропович питал самые искренние чувства к Азербайджану и его великолепной столице. Это ему принадлежат слова: "Где бы я ни находился, я всегда буду возвращаться в Баку, ведь это – моя Родина"