Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Катя СИМ



#1


башенный кран
те двое в робах
гирлянда флажков на стреле
держатся за руки
сверху - сугробы
снизу
нет
сугробов

автобус несёт
по шоссе
на остановке
вышел

ветер доносит другим
другие не слышат
я
слышу:
"тише, тише
я полечу
выше
жёлтый пакет
из магазина
нужный вчера
а сегодня
шуршит над крышами
так я
ушёл из строителей
так ты
уйдёшь из строителей"


#2


Сегодня
Меня четыре - я, я, ты, ты
Захлёбываюсь
Не четыре -
Сегодня - каждый.

Мой родственник - Чикатило.
С глубин
Всплывают рыбы
Посмотреть
Как набивают рот
землёй -

Цезарь, ступающий на таинственный материк
Щурит глаза от солнца
В эту секунду
Меня презирает каждый святой человек -

я брала кошек
и со смехом выплёскивала из окна

один - ты -
мог смотреть -

когда наша отравленная собака билась о стены
из пены рождалась Венера

я - больше всех домов
но отчего-то меньше
рыб
и почему
не слышно брата

когда великан выплёскивал лёгкие
вырастал уродливый, но самый чистый цветок -
закрываю глаза -
потому и
закрываю глаза -

если мой родственник - Чикатило
значит, и ты - брат.


#3


Освежитель воздуха
Стёр кисло-сладкий запах,
Чарующий только меня
Заходящую
Раз в неделю на ужин.

Запах выветрится.
Брызнет в нос
когда опрокину
На диван в дальней комнате
Чай:
Чувствуешь, бабушка?
Это запах моих пра-пра
Родословная в лёгких:
Это твоя мать
Щекочет нам ноздри:

Бабушка смеётся; рядом танцуют
Кастрюли и
Ириски из вазочки:
- кому бы ты утирал последнее,
что может произвести?
Это стихи
На сорочках и комбинациях
Это картины
На одеялах
Музыка
Доступная приходящим -
не соавторам
библиотекарям
Стирающим пыль
с первозданного Улисса:
переродись в улитку
вечную гусеницу
Тогда поймёшь -
Искусства
не
существует

я видела
Это мог быть и твой запах
Качающий лёгкие
Дающий всему имена и названия
Чужой родословной

Я помню
Чай тогда
Покатился по тонкому летнему сарафану
В мелкий красный цветочек

Запах
Незапечатанный

Чашка скалилась:
Где-то в соседнем доме
Чужие чашки скалились ей в ответ:
"Мы вас не ждём
Не заходите в гости"


#4


- После концерта
возьми вазу с цветами, -
говорили друзья
Садись на третий автобус.
Мы
Сядем на первый.
Опоздай на тридцать минут.
Только тогда
входи.

В том доме лифт
Розой ветров распустился
На все стороны света
Чёрные шахты и
лестниц огрызки
Злые соседи сегодня ушли из своих квартир
Оставив мальчишку-трёхлетку в лифтёрке
Скучать над десятками кнопок.

Здесь, наверно, живёт престарелая фея
и братья её - великаны
Ряд ботинок вдоль стен,
подпирающих хрупкие стены
из папиросной бумаги
запах сладких духов
и узоры духов и ботинок
заплетаются в коридоры

В дальней, самой крошечной комнате
От оконной рамы до рамы
Старички сидят на кровати
В ногах у смутно-знакомого
сального, жирного чудища.

- Это совершенно бестактный и хамский поступок -
приходить без приглашения на чужое новоселье,
- говорит чудище.
Старички поворачивают головы и хмурятся.
- Особенно опоздав на тридцать лет.

И когда
из рук падает ваза
разбиваясь на сотни жуков
Пожирающих кошек -
Ведь только кошки способны вернуть на места все предметы
распутать все нитки
Мальчик-лифтёр запускает в шахту кота
Кот взлетает по шахте, - по дряблым коленкам -
в окно
вслед за жуками,
заполонившими небо
Пожирает жуков
и сам становится временем.


#5


Метры воздуха.
И да пребудет с тобой
Раскачивающая
боль
падения
от предпоследнего шага.
я - последний. зажигающий
свет, вырванный из самого привычного дня -
здесь лежит книга, здесь - две улыбки
разрушенной продавщицы, воссозданной мной по образу
и подобию.

метры воздуха.
я - чудище лишь потому, что - проводник, пожирающий снег:
маленькая девочка гладит мою пожелтевшую шерсть, и ей - только высунуть язык навстречу снежинкам - и
марианская впадина и след адама
распустятся во рту щиплющим, мимолетным цветком

метры воздуха.
я молчал лишь затем,
чтобы выучить ваш язык - когда зверь говорит, все молчат, и необъятны его следы;
что до воды,
позавчера уснувший в тарелке супа
переплыл волгу, ведь умеющий плавать тонет только затем, чтобы понять вес карасей и черепах

метры воздуха. открываю рот
и раздаётся свет - и каждая жаба,
выпрыгнувшая изо рта - свет,
познавший предел;
рыба с разъятой губой, возвращенная в воду, и потому - свет;
обращение, максимально прямое -

сантиметры воздуха.
и да не пребудет с тобой
раскачивающая
боль
падения
от предпоследнего шага
только я - живой
и такой близкий
что воздух способен
отпасть
и стать частью света

и да не пребудет с тобой
и да не пребудет с тобой


#6


- В моей руке - циркуль
чертёж дома под пальцами

повторяла шарнирная кукла

- В моей руке - циркуль
чертёж дома под пальцами
и всё, что ты видишь
пока ещё создано нами

обветренные многоэтажки
как старческая губа
улыбаются в окна автобуса -

повторяют:

- В моей руке - циркуль
чертёж дома под пальцами
и каждое дерево у дороги
помнит тепло первого удобрения
стучит в стекло - тянется:
"Твои братья ушли к моим братьям -
не опоздай на ужин"

как жить в дробном
заканчивающемся автобусом
рыжей девушкой
вежливо кивающей безумной шарнирной кукле,
говорящей
на неизвестном наречии

мои нитки
пахнут не старческим настоем
лежалым драпом
бальзамом с альпийскими травами
приторно-сладкой пудрой
окислившейся от времени кожей

не повторяют:

- В моей руке - циркуль
чертёж дома под пальцами
монолит
наглый, как Вавилонская башня
сращивающий обе сферы
и за отсутствием бога
неразрушимый
зачем говорить о тонкой полоске цвета
вычёркивающей первый кирпич в основе
когда серая мощная масса
познаёт собственный вес
как сумму случайных ошибок

я с ним
с дёргающим рукой, как будто в ней и сейчас
зажат невидимый циркуль.
переплёскиваются железки в древнем
нарисованном его братом чудище -
мои конечности начинают дёргаться -
это чужой танец
мёртвый
известный лишь тем, кто никогда его не осилит -
воздух отравлен
в распавшихся гнёздах не заведутся новые птицы
и вавилон
непонятного назначения
понятная свалка камней
в которой теперь непонятен
каждый из них по-отдельности:
говорить
о тонкой полоске цвета
вычёркивающей первый кирпич в основе
танец растёт - теперь конечности дёргаются
произвольно
вернувшимся богом
он говорит:
видишь рыжую?
перегрызи ей горло
забери мои камушки
из её рюкзака

циркуль становится видимым
металлическим, чуть порыжелым
кукла дёргается сильнее -
загнутый кончик иглы
щекочет новую кожу:

- отдай мои камушки

из карманов посыпались боги
крохотные
как горошины

танец застыл

- В моей руке - циркуль
чертёж дома под пальцами

повторяла шарнирная кукла

- В моей руке - циркуль
чертёж дома под пальцами

на его носу сидели очки в ребристой оправе
маленькие чёрные усы огибали треснувшую губу
профиль
когда-то раз выточенный
но запруженный кожей

я встала, поправила волосы
и познакомилась с ним
пятьдесят три года назад.


#7


Чёрная женщина
утиралась платком, говорила:
- из меня вышел сын, и сразу ростом
вышел.
он
будет нас защищать.
Второго я положила в колибри, спрятала
в зёленой предельной роще.

Не получилось.
Принесённой чудесной воды не хватило
На долгий полёт, братья, пятеро только взлетели -
а там
Небесные звери,
не нападают - нависли
и ждут - привычно по красным колосьям
коснуться
мягкими лапами

###
Шерсть падает сверху
Падает, скользнув по твоей руке
Зверь сгущается и садится тебе на плечо.

###
Чёрная женщина говорила первому:
- Глаза есть основа основ, смотри
через брата-колибри на райскую землю
смотри и запомни - мы выкрадем воду
высушим каждое дерево.

Сын-медуза
С электрической плетью
В руке:
- Он нас не видит, ему про нас
только сказали, но верит он первому.

###
Первый: Шерсть летит. Темнеет.
Второй: Шерсть летит.


ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ


«На днях нашла у бабушки коробку со своими детскими рассказами. Совсем детскими - первый написан в пять лет. Пересматривая их - пересматривала отношение к тому, что пишу сейчас. Первый рассказ был о том, что оставлять друзей в опасности - "плохо", за погибшего от лап кошки друга - Мышонка главному антагонисту - Зайчонку был уготован нарисованный котёл в Аду и позор, распространенный с помощью СМИ. Любой конфликт разрешался с помощью выведения персонажа из повествования (смерть). Например, Солнце сожгло Жирафа только лишь потому, что закончился жёлтый фломастер. Но уже тогда это решение казалось не слишком верным, поэтому в конце персонажи - и "хорошие", и "плохие" - всё равно оживали. Даже Зайца посадили в тюрьму за оставление в опасности - но уже после разрешения конфликта (смерть).
Два разных начала - эстетика и этика, и, каждый раз, пересматривая написанное, склоняюсь к тому, что отталкиваюсь при написании текстов, в первую очередь, от этического, и при этом - максимально личного вопроса, - это может быть сам вопрос, состояние от него, наблюдения в состоянии вопроса. Конечно, у этого подхода есть существенные недостатки: личное, не умозрительное переживание весьма ограничено. Это вполне фиксированные тексты, на мой взгляд - нечто сродни фотокарточкам. Речевые клише и очевидности - сюда же - считаю, что их необходимо преодолевать, в первую очередь, в восприятии, а не с помощью конструкта - тогда они сами выпадают из текста, даже если изначально туда проникают. Это не значит отказ от работы над текстом, это значит, что не увиденные, не максимальные (на момент написания текста) связки слов могут быть записаны, но действительно стихотворения не произойдёт. И это, конечно, тоже не гарантирует, что текст выйдет удачным.
Основной вопрос ко мне как поэту стоял как самокомментарий: "что вас ведёт в творчестве". Наверное, всё - это письма в другое пространство из другого, чужого для адресата - "посмотрите, пожалуйста".