Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Выставка Бориса Мессерера в Санкт-Петербурге


С 20 апреля по 16 мая в Санкт-Петербурге, в Музее Набокова, проходила выставка акварельных работ выдающегося российского художника Бориса Мессерера. Размещение выставки именно в стенах этого музея не случайно, ведь Белла Ахмадулина и Борис Мессерер в далеком 1977 году встречались и беседовали с Владимиром Набоковым в Монтре, за десять лет до того, как впервые произведения Набокова были напечатаны на его родине. Белла Ахмадулина вспоминает об этом, как об одном из ярчайших событий в их жизни: "Я пристально любовалась лицом Набокова, и впрямь ненаглядно красивым, несдержанно и открыто добрым, очевидно посвященным месту земли, из которого мы небывало свалились. Но и он пристально смотрел на нас: неужто вживе есть Россия, где он влиятельно обитает, и кто-то явно уцелел в ней для исполнения этого влияния?" Есть, видимо, какая-то таинственная сила в этом мире, которая сводит людей, встреча которых как будто определена заранее, недаром и Владимир Набоков, и Белла Ахмадулина родились в разные годы, но в один день — 10 апреля.

Борис Мессерер относится к эпохе "шестидесятников", поколению талантливых представителей литературы, театра, изобразительного искусства, поколению реформаторов, настолько одаренных, что им невозможно было ужиться в рамках официальных канонов, принятых тогда в нашей культуре. Они разорвали эти тормозящие прогресс оковы и заговорили каждый своим голосом, непохожим на другие, но все до одного ярко, узнаваемо, неповторимо. Творческая мастерская Бориса Мессерера была в то время неформальной академией искусств, союзом литературы, живописи и музыки, ведь именно в ней зародился альманах "Метрополь", в создании которого принимали участие писатели, ставшие звездами новейшей российской литературы: Василий Аксенов, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Виктор Ерофеев и другие.

Друг художника Андрей Битов сказал: "Вся его жизнь посвящена творчеству, а все свободное время любимым и друзьям". Уникальность дарования Бориса Мессерера заключается в том, что он не только замечательный театральный художник, но и удивительно тонкий в передаче настроения автор натюрмортов, портретист и пейзажист. В Петербург Б. Мессерер привез всего 60 работ, выбрав, по его словам, не авангардные, "а более простодушные, импрессионистические и в … чем-то созвучные творчеству Владимира Набокова". Среди его пейзажей виды Тарусы, которые можно назвать и портретами его любимого города, виды одних и тех же улиц, зданий, но в разную погоду и в разное время года.

Среди собственно портретов, в основном, изображения Майи Плисецкой и Беллы Ахмадулиной. Искренним восхищением и неувядающей любовью проникнуты портреты музы художника Беллы Ахмадуллиной, недаром именно ей посвятил он свою выставку. С чисто мужским обожанием передает он ее очаровательную хрупкость, с проникновенностью истинного поклонника творчества великой поэтессы — ум и то ли печаль, то ли сосредоточенность в глазах женщины, которой дано видеть что-то неподвластное зрению обычного человека. На одном из портретов мы видим Беллу Ахмадулину в обычной обстановке, повседневной летней одежде, как будто с нами и одновременно где-то вне окружающего ее мира, как будто напряженно прислушивающуюся… К чему? К тому моменту, когда "божественный глагол до слуха чуткого коснется…"? Все мы знаем эти пушкинские стихи. Они как будто и о Белле в тот момент, когда ее увидел любящий ее человек.

Выставка Бориса Мессерера, к сожалению, закончила свою работу в Санкт-Петербурге. Прощайте, очаровательные Майя и Белла, прощайте, восхитительные Таруса, Коктебель, Тбилиси, Поленово. До новых встреч с их живописцем, большим мастером и интересным человеком, может быть, теперь уже на больших, персональных выставках, как мечтает сам художник, в Русском музее или Манеже.

Ольга ДЕНИСОВА,
собкор "ЛИ" в Санкт-Петербурге