Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЛЕВ АННИНСКИЙ


Как посмотреть...


Я конечно, театрал небезупречный, и видел далеко не все, но рискну сказать, что мой , возлюбленный "Современник" обратился к сценографии абсурда впервые в своей истории.
Притом на уровне классики. Тадеуш Ружевич, трагифарс которого инсценировали сейчас "На Яузе", вписал свое имя не только в мировую лирику — он и в Польше, и во всем мире давно признан как изобретатель и основоположник Театра Абсурда.
Пьесу Ружевича "Старая женщина высиживает" в "Современнике" переименовали для краткости в "Даму".
Постановщик Анджей Бубень в этом театре — впервые, но когда-то окончил Театральную академию в Питере и успел поработать на Васильевском.
В роли Дамы — Марина Неелова.
Так вот что я вам скажу: не "на Ружевича" идет наш зритель. И не "на Бубеня". А идет наш зритель — "на Неелову".
Пьеса — полувековой давности; в воздухе — страх перед неотвратимо надвигающейся Третьей мировой войной... Девушки-мойры, грациозные и обаятельные, страха вроде бы и не чувствуют: весь страх собран в душе Дамы, так что кажется,
что источник безумия — не в общей геополитической ситуации, а изначально и неистребимо — в душе человека. В нас с вами!
Дама такую ситуацию не только "высиживает", но еще и дает спасительные советы: чтобы жизнь подсластить, надо весь сахар без остатка немедленно вывалить в последнюю чашку чая, а того лучше — всем женщинам забеременеть. В паузах между такими рецептами Дама открывает лицо, и мы видим в светлых глазах великой актрисы неуходящую боль.
Ее глаза только и удерживают Разум в этом тотальном абсурде, особенно во втором действии, когда безумие раскатывается по всей ширине сцены и действующие лица в дальних ее концах мелко трясутся от общего ужаса.
Дама этот абсурд терпит, по потом не выдерживает: встает и обходит сограждан, успокаивая их. Возвратившись на свое место, вытаскивает черную хламиду и — под аплодисменты зала — покрывает себя.
Возвращается в свое безумие?
А может, возвращается в небытие из ада реальности?
Как посмотреть.