Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Кирилл Алейников
"Дар речи"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Поэт сразу берет читателя силой, мощью, уверенностью. Подчас думаешь: он серьезно — или заигрывается? Или действительно такие образы (способные привести в замешательство жителей европейской части России) для жителя Камчатки понятны и нисколько не удивительны? "Снег пал на языки застывших лав./ Клыки вулканов перегрызли глотку/ Приземистому утреннему небу,/ И кровоточат звезды на заре. // Проснулись камни, повели плечами/ И сгрудились от холода плотней"… Речь автора бывает прерывиста, со скачками, кое-где не соблюдается рифмовка, иногда видишь — есть стихи необработанные, словно как следует не вычитанные, торопливо вываленные на страницу; но это совсем не главное! Главное — они не оставляют равнодушным и "держат" крепкой хваткой читательский интерес. Автор сыплет сравнениями и метафорами; он их будто не сочиняет — он сразу все "именно так видит"; потому что попросту не способен по другом видеть и чувствовать! "Вьет гнезда сумрак на уступах скал"; "Без стука ночь шагнула в дом"; "Всю ночь гляжу в таежный сумрак/ Твоих жестоких темных глаз"; "Ваши руки пахнут первым снегом./ Ими — настежь окна отворить"… Такие неожиданные строчки рассыпаны по всей книге.
Язык этого камчатского автора сформировался на пересечении поэтик Маяковского (в книге часто встречается "лесенка") и Есенина (лучше сказать — поэтов есенинского круга). Если в одном стихотворении Алейников готов "лица улиц топтать", то в другом — он наблюдает, как "тучи в клочья рвет луна-медведь" и как "ночь усталою бабой в подоле/ Полумесяц внесла, как дитя". Но если смотреть на стихи Алейникова шире, то найдешь и заклинания Блока, и манерность других поэтов Серебряного века — во много раз меньшего масштаба. Пожалуй, Алейников — из тех, стихи которых нужно издавать малым сборником — собрав самое-самое, чтобы не отвлекаться на второстепенное и даже вовсе не знать его. Достаточно того, что второстепенное у Алейникова иногда вклинивается и в те стихи, которые можно было бы признать хорошими… Можно было бы…

На простуженной дороге,
Где, впряжен в пустые дроги,
Месяц топчется двурогий,
Ветер — сжал кулак.

Или в сочетании банальностей и собственных находок — и есть особое обаяние Кирилла Алейникова?

Эмиль СОКОЛЬСКИЙ