Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Сергей Костырко

"Простодушное чтение"

М.: Время, 2010


В последние годы понемногу начинают возрождаться книжные публикации известных критиков, которых читатель, по большей части, встречает все-таки на страницах "толстых" литературных журналов, таких, как "Новый мир", "Знамя", "Октябрь" и др. Это не может не радовать, поскольку интерес к таким сборникам, пусть и узкого круга, но очевиден. Сергей Костырко — многолетний обозреватель журнала "Новый мир", каждый день проделывает огромную работу, исследуя творчество современных писателей.

Признаваясь в своем простодушии и субъективной оценке происходящих в литературе процессов, Костырко тем не менее объективен более многих, поскольку к каждому тексту подходит по-новому, не пользуясь общепринятыми критериями и мерками. А это значит, что при этом он избегает общепринятых штампов и многочисленных табу. Общаясь с читателем доверительно, он находит именно ту манеру общения, которая и помогает разобраться в том, какую книгу стоит выбрать для чтения.

Автор "Простодушного чтения" пишет о премиях, литературных хитах прошедших сезонов и писателях. Его внимания удостоились и прозаики, и поэты самых разных поколений: Марина Палей, Михаил Бутов, Лев Усыскин, Борис Акунин, Захар Прилепин, Геннадий Калашников, Сергей Гандлевский, Вера Павлова, Владимир Маканин и др.

В конце книги небольшой раздел-размышление о критике вчерашней и "сегодняшней". Костырко пишет о том, что спор — самый непродуктивный способ мышления, отвергая расхожее мнение о том, что "в споре рождается истина". Автор считает, что слишком много энергии уходит впустую, и слишком разгоряченные люди на бегу не могут говорить о литературных понятиях и критериях — даже близости к правде там нет.

"Предмет разговора: роль критики сегодня". Какова она? Костырко приходит к мысли о том, что "на каждом этапе развития общества и литературы она, эта роль, разная". На примере статей Павла Басинского и Евгения Ермолина автор пытается разобраться во взаимоотношениях "между сегодняшней жизнью, сегодняшней литературой и сегодняшней критикой". Не смотря на достаточно сильные полемические статьи, авторы статей все же красуются перед читателем, демонстрируя "особое полемическое щегольство", которое заключается "в игнорировании очевидного, много раз говоренного и давно не вызывающего возражений. Ну, например, в игнорировании неопровержимого факта, что среда обитания литературы изменилась и что литература, соответственно, меняет некоторые свои функции. Что в этом процессе есть обретения и потери. Что сказать "случилось страшное" или "свершилось замечательное" — ничего не сказать".

Думаю, что книга покажется интересной не только писателям и студентам литературных вузов, но и простым читателям, интересующимся современным литературным процессом.

Ирина ГОРЮНОВА