Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Марианна ДУДАРЕВА


Марианна Дударева — литературовед, фольклорист, кандидат филологических наук. Окончила Ивановский государственный университет, филологическое отделение (выпускница кафедры русской словесности и культурологии, ученица фольклориста В. А. Смирнова) и аспирантуру филологического факультета МТУ имени М. В. Ломоносова (досрочно). В настоящее время — преподаватель кафедры русского языка № 2 РУДН. Автор более 90 научных статей о русской литературе и фольклоре и монографии «“В один голос”: фольклорная традиция в поэтике С. А. Есенина и В. В. Маяковского».


Степью едины...


Дорогой читатель, под Новый год хочу рассказать вам об удивительном личном открытии казахстанского пространства. Мы с вами обычно размышляем о русской культуре и литературе, но сейчас сделаем небольшое исключение. Почему? Станет понятно потом.
Под конец нелегкого года нам выдалась поездка в г. Атырау, где мы стали участниками Международного театрального фестиваля Рахимжана Отарбаева. Встречали нас в шесть утра по местному времени гостеприимно, по всем традициям, с национальными яствами и букетами прекрасных роз. Спустя некоторое время мы оказались на настоящей красной дорожке, ведущей к большому зданию театра. И здесь тоже был сюрприз. Два батыра на конях гордо приветствовали гостей. А лимузины подъехали потом! Батыры и кони вперед, а не машины! Вот в чем тонкость, и изящество, и глубина, и памятность момента.
Конь в тюркской мифологии имеет очень большое значение. Структурно-архетипический комплекс коня, конечно, мы отыщем почти в любой культурной традиции, но в тюркской культуре он занимает особое место. Во-первых, это связано с самим степным кочевым образом жизни, во-вторых, конь — существо солнечного космического порядка. Конь помогает батыру проникнуть в другой мир и победить врагов. Герой только с верным конем становится настоящим батыром. Наверное, эти размышления уводят далеко за горизонт повседневности, но именно этого и добивались устроители фестиваля и его хозяин Рахимжан Отар- баев, известный писатель, прозаик и драматург. На его пьесы мы просмотрели пять постановок разных театров (от павлодарского до киргизского и монгольского театров). Важно то, что все произведения были разноплановыми. На современную тему несколько спектаклей, на историческую тему два спектакля, которые, стоит отметить, вышли в хорошем смысле за рамки строго национального. Так, в последнем спектакле герои поднимают шанырац (верхняя конусовидная часть юрты), что символизирует единение и мир. И в этом символе сокрыт метасмысл.
Юрта не просто дом, этнографическая диковинка, юрта — символ древней культуры. Самим народом она мыслится как сакральная территория; юрта — дом, центр мира и сакральная граница между «своим» и «чужим». Неслучайны орнаменты и узоры «ай гуль», «айшик гуль» («лунные узоры» в переводе на русский) на коврах и войлоке внутри жилища. Да и сама конусовидная часть напоминает купол неба. О космогоническом значении избы в русской культуре писал, например, С. А. Есенин в трактате «Ключи Марии»: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому-то в наших песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно светящийся Фавор, где всякое движение живет, преображаясь. Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути». Так что и у нас это есть...
Кроме того, некоторые вещи Рахимжана как бы случайно не дописаны, но это лишь на первый взгляд. Неоконтуренная композиция характерна и для русской культуры и литературы — чеховская «Степь», например. Именно такая незавершенность заставляет задуматься зрителя и читателя, как бы подняться над самим собою и действительностью. Но наши культуры сближает и еще один метаэлемент, связанный с сакральной географией и топографией, — равнина, степь. Степной космос, открытость неба человеку позволяет почувствовать бытие не только по вертикали, но и по горизонтали. Иногда этот путь-дорога не виден, невидим, но былинный герой всегда должен преодолеть 1000 верст, чтобы возродиться в новом качестве. Мы тоже проделали большой путь, чтобы попасть на Международный фестиваль Рахимжана Отарбаева и приобщиться к древней культуре и казахской степной земле, столь органичной нашей.