Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Олеся БОБРОВНИЦКАЯ
ФЕСТИВАЛЬ НЕМЕЦКОГО КИНО 2016

С 30 ноября по 5 декабря 2016 в Москве состоялся 15‑й, юбилейный, фестиваль немецкого кино.
Программа фестиваля была составлена очень разнообразно: в ней представлены новинки немецкого кино, среди которых каждый зритель мог выбрать интересный фильм по своим предпочтениям. Мы получили прекрасную возможность узнать больше о жизни современных немцев. Какие темы сейчас для них актуальны? Что происходит в стране? Над какими шутками они смеются, чем интересуются, как предпочитают работать и отдыхать?
Фестиваль 2016 года открыл новый фильм «Ну все, я пошел» (Ich bin dann mal weg) режиссера Юлии фон Хайнц. В его основе реальная история сатирика и артиста эстрады Хапе Керкелинга, рассказанная в книге «Мое путешествие по пути святого Иакова». Книга, увидевшая свет в 2006 году, стала в Германии бестселлером. Она не была переведена на русский язык, потому в России известна немногим. Хапе (сокращенное от Ханс Петер) Керкелинг — популярный шоумен, телеведущий и настоящий трудоголик.
Передачи получают высокие рейтинги, он успешен и востребован. И вдруг однажды не выдерживает здоровье: Хапе теряет сознание прямо во время съемок. Проблема оказалась серьезной, и Хапе приходится оставить работу не менее, чем на 3 месяца, чтобы восстановиться. Но как это сделать, если он не представляет себе другого образа жизни и привык к такому темпу?
Отдых на Мальдивах в окружении поклонников, делающих селфи с ним, для Хапе слишком скучен. И тогда он вспоминает однажды увиденную телепередачу об Эль Камино де Сантьяго — знаменитом паломническом пути к гробнице ученика Христа апостола Иакова по дорогам Испании. За его прохождение Церковь дарует полную индульгенцию.
По пути в Сантьяго, который занимает несколько недель, он, привыкший к комфорту, испытывает на себе все тяготы паломничества. В это время Хапе лучше узнает самого себя. Наступают моменты, когда Хапе готов на полпути бросить начатое и вернуться домой. В начале путешествия он был совсем не религиозен, самого себя определил как «буддиста с христианским хребтом». Как многие современные люди, он задавался вопросом: а есть ли Бог на самом деле? И постепенно его мировоззрение меняется. Ближе к окончанию паломничества, при восхождении на гору, к Хапе приходит долгожданное просветление, и он открывает для себя Бога.
Другая интересная работа и, несомненно, событие — «Он снова здесь!» (Er ist wieder da!). В Германии фильм вышел на экраны осенью 2015 года и стал одним из самых резонансных событий. «Он» — это, по замыслу режиссера, Гитлер, очнувшийся в современном Берлине в 2014 году.
Фильм «Гуд бай, Берлин!» — сюжет, знакомый немецкой аудитории по уже опубликованному роману «Tschick». По книге было поставлено несколько спектаклей. Но в исполнении любимого публикой режиссера Фатиха Акина история приобрела черты доброй комедии о первых испытаниях юности, проблемах переходного возраста, первой безответной любви и настоящей дружбе.
«Фассбиндер» (Fassbinder, 2015) — документальный фильм о творчестве едва ли не самого одаренного, известного и провокационного режиссера из Западной Германии 2‑й половины XX века. Это далеко не первый байопик о легендарном режиссере, но те, кто по-настоящему интересуется немецкой культурой, просто не могли пропустить его.
«Тони Эрдманн» (Toni Erdmann) — бесспорно, один из наиболее успешных и запомнившихся критикам немецких фильмов 2016 года. Эта всего лишь третья по счету картина молодой женщины-режиссера Марен Аде стала одним из претендентов на победу и вызвала бурные аплодисменты на Каннском фестивале, также она демонстрировалась на летнем кинофестивале в Москве. Фильм получил номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» от Германии.
В этом обзоре представлены далеко не все немецкие фильмы, продемонстрированные в Москве в 2016 году, а лишь некоторые из них. Фестиваль проходит в Москве уже в течение 15 лет, хотя и менял за это время место проведения. Те, кто приходил на него и раньше, могли заметить, насколько изменились актуальные темы немецкого кино за последние годы, в каком направлении оно развивается дальше. Определить характерные особенности именно немецкого кино — понять особенности мышления, чем оно отличается от российского, и, безусловно, сама возможность получить актуальную информацию из первых рук, это всегда бесценно. Фильмы демонстрировались на немецком языке с русскими субтитрами, что позволило наилучшим образом передать их атмосферу.
Остается надеяться на дальнейшее сотрудничество представителей двух стран и поблагодарить Немецкий культурный центр им. Гёте и Посольство Германии в России, благодаря которым стало возможно проведение этого мероприятия!