Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Оксана Бражникова — композитор-мелодист из Санкт-Петербурга, ученица всемирно известного кинокомпозитора Исаака Шварца. Ее композиции исполняют Юлия Михальчик, Алексей Гоман и многие другие артисты эстрады. А песня «Летать» (на слова поэта-песенника Ольги Виор, исп. Дарья Ким) вошла в финал российского отборочного тура детского «Евровидения‑2015» в Москве. К слову сказать, независимое европейское голосование включило эту песню в тройку лидеров.
Мы зачастую даже и не задумываемся, что за каждым успехом исполнителя стоит огромная работа и талант авторов — композитора и поэта. Это именно те, люди, которые СОЗДАЮТ новые, неповторимые и креативные песни.
Сегодня на вопросы «Звездной беседы» отвечает композитор Оксана Бражникова.



Оксана Бражникова:
«Музыка — это международный язык!»

— Оксана, имя Исаака Шварца в Вашей творческой биографии — знаковое. Расскажите, как Вас свела жизнь?
— Встреча с человеком-легендой разделила мое творческое, профессиональное и человеческое мировоззрение на «до-Шварцевский» и «после-Шварцевский» периоды. К нему ведь было чрезвычайно трудно попасть! Он практически никого не принимал. Тем более, по его мнению, композитор — это исключительно мужская профессия, а тут молодая девушка! К тому же, Исаак Иосифович был тогда весьма пожилым человеком. «Сиверский отшельник» — так его называли. Жил он в Ленинградской области, в поселке Сиверском. Это совсем недалеко от моей дачи, моего второго дома (первый — в Санкт-Петербурге).
— Как же Вы стали его ученицей?
— В петербургской консерватории он не преподавал, и учеников именно по композиции у него не было. Мне, как молодому автору, было важно услышать мнение мэтра. И судьба волшебным образом предоставила эту удивительную возможность. После прослушивания Исаак Иосифович отметил у меня наличие редкого дара — мелодизма. После чего и предложил стать его ученицей.
— А что конкретно Вы переняли у мэтра?
— Я тогда серьезно пересмотрела отношение к песне как к жанру. Мне казалось, что серьезный композитор пишет преимущественно крупную форму, инструментальные произведения. Но решающей была фраза Учителя о том, что одинаково сложно написать как хорошую симфонию, так и хорошую песню.
— Пробиться в финал детского «Евровидения» — пусть даже и российского отбора — немалая честь. Вашу песню «Летать» оценивали Игорь Крутой, Филипп Киркоров, Юлия Савичева, Юлия Началова… Каково ощущение, что за Вашим творчеством наблюдают такие люди?
— Об этом я даже не задумывалась! Когда песня звучала с большой сцены Государственного концертного зала «Россия» и транслировалось по ТВ, я, сидя в первом ряду вместе с автором-поэтом, испытывала огромное счастье и полное осознание того, что так и должно быть! Это нормально, когда идешь к цели, трудишься и в итоге наслаждаешься результатом.
— Вы — быстропишущий композитор… Не вредит ли это качеству песен?
— Так в этом и заключается работа профессионала — писать быстро и качественно. К тому же, если текст «цепляет», все происходит молниеносно. Приступая к работе над очередной песней, я ставлю цель: раскрыть именно ту музыку, которая «заложена» в стихах. Суметь «считать» то, что пока никто не слышит. Чтобы каждая нотка была на своем месте! И качественный, интересно написанный текст здесь предпочтителен. Хотя и слабые стихи можно вытянуть музыкой. Пишу песни не только на свои тексты. Рождаются они и в сотрудничестве с известными поэтами – Ольгой Виор (лауреатом премии «Золотой Граммофон»), Юрием Баладжаровым (кавалером золотой Пушкинской медали) и др.
— А что насчет Вашей творческой сверхзадачи?
— Мой любимый композитор Пётр Ильич Чайковский в свое время сказал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась…» Пётр Ильич высказал мысль, которая близка многим творцам. Поэтому хочется дать полет музыке, новым песням, чтобы, не зная границ и языковых барьеров, они распространялись! Ведь музыка — международный язык!
Вот один пример. Нередко я провожду творческие встречи за рубежом. Помню, как перед выступлением в Университете Лиссабона (это столица Португалии), ко мне подошел один из преподавателей — болгарин по происхождению, хорошо говорящий по-русски. Он предупредил, что его группа студентов будет присутствовать на вечере лишь двадцать минут, а затем покинет зал — у них к этому времени лекция начнется. Так вот, мысленно я ждала, что вот-вот, совсем скоро часть слушателей, к сожалению, встанет и уйдет… Но студенты остались в зале! Потому что хотели слушать современного русского композитора — даже не понимая слов! Поэтому моя цель — создавать музыку без границ, чтобы она распространялась от сердца — к сердцу…
— Расскажите о творческих планах. Чьими голосами в ближайшее время зазвучат Ваши песни?
— Одна из особенностей моей профессии такова: никогда не знаешь, что ждет тебя завтра, с кем сведет судьба… Но ведь это и здорово! К тому же, у меня есть кредо: если любишь свою профессию и работаешь качественно — обязательно будут достижения и победы!

Беседу вел Владимир КОРКУНОВ