Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Лев АННИНСКИЙ


А мы не из потерянных!


Герой Хемингуэя, только что переживший Первую мировую войну, вспоминает, как в него летели пули. Завороженная слушательница просит показать шрамы. И тут какой-то шебутник говорит, что это шрамы от стрел. Эфиопских! Это звучит как издевательский абсурд (хотя Эфиопия в ту пору — полноценный участник европейской драки). А в спектакле "Фиеста", поставленном теперь Юлией Беляевой на сцене московской "Сферы", эти стрелы — апофеоз веселого смеха над пережитой трагедией... Попробуй совместить!

Поэтому я не буду соотносить нынешний спектакль с романом Хемингуэя девяностолетней давности. Хотя назван спектакль так же, как роман: "Фиеста". В романе важен подзаголовок: "Потерянное поколение" (словесная находка Гертруды Стайн, с легкой руки Хемингуэя ставшая метой эпохи; "Взошедшее солнце" пришпилили роману ушлые британские издатели).

И со спектаклем Сергея Юрского, который полвека назад поставил "Фиесту" на товстоноговской сцене, примерив ее к поколению шестидесятников, — тоже не сравниваю.

Речь о нынешних.
Нынешнее молодое поколение, я чувствую, вовсе не считает себя потерянным. Хотя почва так и дрожит, и ходит у него под ногами. Ну и что! Пляшут между столиками, а то и вскакивая на столики! Если ничего не предотвратить, то пусть будет то, что выпадет! Любовь так любовь, измена так измена. Возлюбленный разводит руками — его спутница героически улыбается, пряча гримасу боли. Виртуозна игра актрис "Сферы": любовь неотличима от глума! Актеры ведут свои роли сдержаннее. Но понимают: главное — не падать духом при посторонних... А кто там посторонний, когда — Фиеста? Недельная пьянка пополам с бычьей кровью. А ну как не в быки попадешь, а в волы?

Самый крутой не выдерживает этой пытки, кричит спутникам:

— Уходите!

И еще громче:

— Все уходите!!!

Под этот крик публика, ожидавшая финальных сцен, покидает зал, понимая адскую неотменимость нависающих над нами проблем.

Ну и что? Молодое поколение копит энергию, готовясь пройти в свой час через дьявольскую жаровню Истории.

Пройдем! Мы не из потерянных!