Лев АННИНСКИЙ
А мы не из потерянных!
Герой Хемингуэя, только что переживший Первую мировую войну, вспоминает, как в него летели пули. Завороженная слушательница просит показать шрамы. И тут какой-то шебутник говорит, что это шрамы от стрел. Эфиопских! Это звучит как издевательский абсурд (хотя Эфиопия в ту пору — полноценный участник европейской драки). А в спектакле "Фиеста", поставленном теперь Юлией Беляевой на сцене московской "Сферы", эти стрелы — апофеоз веселого смеха над пережитой трагедией... Попробуй совместить!
Поэтому я не буду соотносить нынешний спектакль с романом Хемингуэя девяностолетней давности. Хотя назван спектакль так же, как роман: "Фиеста". В романе важен подзаголовок: "Потерянное поколение" (словесная находка Гертруды Стайн, с легкой руки Хемингуэя ставшая метой эпохи; "Взошедшее солнце" пришпилили роману ушлые британские издатели).
И со спектаклем Сергея Юрского, который полвека назад поставил "Фиесту" на товстоноговской сцене, примерив ее к поколению шестидесятников, — тоже не сравниваю.
Речь о нынешних.
Нынешнее молодое поколение, я чувствую, вовсе не считает себя потерянным. Хотя почва так и дрожит, и ходит у него под ногами. Ну и что! Пляшут между столиками, а то и вскакивая на столики! Если ничего не предотвратить, то пусть будет то, что выпадет! Любовь так любовь, измена так измена. Возлюбленный разводит руками — его спутница героически улыбается, пряча гримасу боли. Виртуозна игра актрис "Сферы": любовь неотличима от глума! Актеры ведут свои роли сдержаннее. Но понимают: главное — не падать духом при посторонних... А кто там посторонний, когда — Фиеста? Недельная пьянка пополам с бычьей кровью. А ну как не в быки попадешь, а в волы?
Самый крутой не выдерживает этой пытки, кричит спутникам:
— Уходите!
И еще громче:
— Все уходите!!!
Под этот крик публика, ожидавшая финальных сцен, покидает зал, понимая адскую неотменимость нависающих над нами проблем.
Ну и что? Молодое поколение копит энергию, готовясь пройти в свой час через дьявольскую жаровню Истории.
Пройдем! Мы не из потерянных!
Поэтому я не буду соотносить нынешний спектакль с романом Хемингуэя девяностолетней давности. Хотя назван спектакль так же, как роман: "Фиеста". В романе важен подзаголовок: "Потерянное поколение" (словесная находка Гертруды Стайн, с легкой руки Хемингуэя ставшая метой эпохи; "Взошедшее солнце" пришпилили роману ушлые британские издатели).
И со спектаклем Сергея Юрского, который полвека назад поставил "Фиесту" на товстоноговской сцене, примерив ее к поколению шестидесятников, — тоже не сравниваю.
Речь о нынешних.
Нынешнее молодое поколение, я чувствую, вовсе не считает себя потерянным. Хотя почва так и дрожит, и ходит у него под ногами. Ну и что! Пляшут между столиками, а то и вскакивая на столики! Если ничего не предотвратить, то пусть будет то, что выпадет! Любовь так любовь, измена так измена. Возлюбленный разводит руками — его спутница героически улыбается, пряча гримасу боли. Виртуозна игра актрис "Сферы": любовь неотличима от глума! Актеры ведут свои роли сдержаннее. Но понимают: главное — не падать духом при посторонних... А кто там посторонний, когда — Фиеста? Недельная пьянка пополам с бычьей кровью. А ну как не в быки попадешь, а в волы?
Самый крутой не выдерживает этой пытки, кричит спутникам:
— Уходите!
И еще громче:
— Все уходите!!!
Под этот крик публика, ожидавшая финальных сцен, покидает зал, понимая адскую неотменимость нависающих над нами проблем.
Ну и что? Молодое поколение копит энергию, готовясь пройти в свой час через дьявольскую жаровню Истории.
Пройдем! Мы не из потерянных!