Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

БУРЛЮКИ В ОДЕССЕ

Замечательным образом получилось так, что с Одессой оказались в той или иной степени связаны практически все основные фигуры российского и украинского футуризма. Если же говорить о семье «отца русского футуризма» Давида Бурлюка, то в Южной Пальмире жили, учились, участвовали в выставках шестеро Бурлюков — почти вся семья.
Давид Давидович Бурлюк учился в Одесском художественном училище дважды, в 1900-1901 и  1910-1911 годах; в 1911-м году окончил его «по второму разряду», получив диплом учителя чистописания и рисования; дважды, в 1906 и 1907 годах, он участвовал в ежегодных выставках, организуемых в Одессе Товариществом Южнорусских художников, а также участвовал в обоих «Салонах» Владимира Издебского; в январе 1914-го вместе с Владимиром Маяковским, и с Василием Каменским также дважды выступал в Русском театре во время знаменитого «Турне кубофутуристов»; среди его друзей было множество одесситов — Исаак Бродский, Бенедикт Лившиц, Владимир Баранов-Россине,  Митрофан Мартыщенко,  который известен нам под псевдонимом Греков. Работа Давида Бурлюка «Одесса (Порт)», написанная в 1910 году, стала знаковой — сам Бурлюк много раз исполнял различные варианты картины и неоднократно репродуцировал ее в своем журнале «Color and Rhyme», а также экспонировал ее на выставках в Нью-Йорке (ACA Gallery, 1958), Лондоне (Grosvenor Gallery, 1966) и других. Скорее всего, именно в Одессе написан перекликающийся с этой работой знаменитый «Синтетический пейзаж» (1911), хранящийся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Он многократно экспонировался Бурлюком на разных выставках под разными названиями.
Владимир Бурлюк учился вместе с братом в ОХУ в 1910-11 годах — они жили тогда в одной квартире, куда приходили Василий Кандинский и Александра Экстер. Его работы были представлены на состоявшейся в октябре 1906 года «XVII выставке картин Товарищества Южнорусских художников», а также в обоих «Салонах» Издебского, где вызвали значительный резонанс.
Людмила Бурлюк — старшая из сестер, которая последние двенадцать лет жизни провела в Праге — также экспонировала свои работы на двух выставках Товарищества Южнорусских художников, XVII-й и XVIII-й, состоявшихся соответственно осенью 1906 и 1907 годов. Надежда Бурлюк — средняя из сестер, — тоже «отметилась» в Одессе. Ее рисунки (Надежде тогда было двенадцать лет) были выставлены в отделе детских рисунков второго «Салона» Издебского (февраль 1911 года).
Мать большого семейства Людмила Иосифовна принимала участие в обоих «Салонах» Владимира Издебского под девичьей фамилией Михневич — ее работы были выставлены вместе с работами знаменитых сыновей.
Николай Бурлюк — единственный из всей семьи, кто попал в Одессу по делам, никак не связанным с искусством. В 1918-19 годах он служил в Одессе в радиодивизионе, причем сначала в войсках, подчиненных гетману Скоропадскому, затем у Петлюры, потом у белых, а затем при Красной Армии. И все это на протяжении полугода. После радиодивизиона он перешел на службу в морскую пограничную стражу. Наконец в июне 1919 года Николай демобилизовался и уехал в Херсон, где через год его ждала трагическая смерть.
Итак, шестеро из семейства Бурлюков оставили свой след в Одессе. Но, конечно, первый, главный, незабываемый — след Давида Давидовича.
Бурлюк вспоминал: «1900-1 год в Одесском художественном училище я был переведен по рисованию в фигурный класс, а по живописи в головной. <…> Мой колорит ознакомился с лиловатыми гаммами русского импрессиониста Костанди, и когда я в 1901-2 году опять появился в Казани, затосковав по своим казанским друзьям, то в бесконечном количестве привезенных опять на берега мной этюдов юга было гораздо больше мягкости и понимания тональности».
Есть в воспоминаниях Давида Давидовича и адрес, по которому он жил в Одессе:
«Отправился в Одессу. Я жил тогда в Одессе “пыльной”... Поселился в доме номер 9 по Преображенской улице как раз наискосок от школы. Позже через десять дет вернувшись в Одесское художественное училище, чтобы “получить диплом”, опять пришел в этот же старый дом, поднялся на тот же этаж в ту же квартиру: и поселился “чтобы вполне себя чувствовать учеником, в той же комнате: “под крышей”, с окнами бойницами, где по потолку Воронцовский маяк проводил полосы своих огней. Пол в комнате был наискось, упавшая гантель, с которой гимнастировали, катилась с грохотом до наружной стены.
Одесса — морской порт: весь город устремляется улицами к Эвксинскому порту. Там я научился любить море».
Забавная деталь — «гимнастировал» с гантелей Владимир Бурлюк, художник и атлет.
Дом, в котором жили в Одессе Давид и Владимир Бурлюк, и ныне находится в прекрасном состоянии. 1 сентября на его фасаде открылась установленная силами автора мемориальная доска художнику, поэту, «отцу русского футуризма» Давиду Давидовичу Бурлюку. Открытие мемориальной доски стало знаковым событием, привлекло всеобщее внимание и было включено в программу мероприятий ко Дню города. Специальным гостем на открытии стала внучатая племянница Давида Бурлюка Яна Коталикова, которая специально прилетела в Одессу из Праги.

Евгений ДЕМЕНОК