Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Игорь Силантьев
 "Непереходный"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

Книга Игоря Силантьева "Непереходный", написанная вольным белым стихом, — это непрерывный, отдающий горечью хмеля, рассказ об одиночестве. Одиночестве в толпе, в семье, наедине с собой. Внутреннем одиночестве. Когда все вокруг кажется унылым, будущее умирает, прошлого не существует, и закрадывается сомнение — а существуешь ли ты сам?..

…Мир соткан из условностей. Не важно,
Есть у тебя жена и дети, или ждет
На кухне только грязная посуда.
Или ты вовсе выдумал себя…

Наверное, здесь уместно было бы вспомнить уроки философии, поговорить о солипсизме — "весь мир в моей голове"; о доведенном до абсурда субъективном идеализме Фридриха Шлегеля… Но вместо этого почему-то вспоминается короткометражка из Интернета, где человека за что-то наказывают — не тюрьмой и не ссылкой, а полной отрешенностью от общества и невозможностью быть замеченным окружающими. При этом он остается среди людей, видит их и слышит их голоса, но у него на лице татуировка, которая заставляет всех прохожих делать вид, что они не видят и не слышат его. И так, незамечаемый всеми, живой призрак, герой сам начинает терять чувство себя…
Впрочем, у лирического героя Игоря Силантьева, несмотря на отрешенность и внутреннюю изоляцию, чувство себя как раз очень развито, обострено, и потому из стихотворения в стихотворение он вновь и вновь предается самоанализу, улавливая оттенки собственных чувств и настроений.

Я сам дико непереходный, до головной боли, до края.
Мне неведомы переходы от мечты к игре,
                                               от жизни к смерти.
Я непереходный изо дня в ночь, и особенно к рассвету.
Таким невозможно жить, таким можно быть на бумаге.

Быть на бумаге — это очень точно. Во всяком случае, каждый пишущий человек не понаслышке знает, о чем идет речь. Вообще, знакомясь со стихами Игоря Силантьева, невольно обращаешь внимание на делающую честь автору оригинальность образов — странных, непривычных, но неожиданно живых. Как вам, например: "Садишься на скамейку, превращаясь / В снеговика, забытого детьми"? А вот образ любимой женщины, с которой у лирического героя явно непростые отношения, это стихотворение хочется привести полностью:

Стрелка уткнулась в полночь и ты пришла.
Какая-то вся стеклянная передо мной стоишь.
Взгляд твой проходит через меня насквозь.
И я тебя бью наотмашь по холодному лицу.
Падает звон и ты разлетаешься на куски.
Стекло на сломе режет мне руку в кровь.
Груда обломков в прихожей. До утра не собрать.
Ненавижу тебя. Прости. Завтра поговорим.

Здесь же хочется привести еще один образ любимой, уже совсем другой — хотя женщина, по всей вероятности, одна и та же:

...Смачиваю полотенце водой.
Осторожно провожу по лицу.
Смываю заботы, суету…
…Затем стираю черты
Самого лица. Глаза
Морщинки. Нос. Рот…
…Я беру простой карандаш
И рисую — тихо, не шевелись —
Простую улыбку и взгляд
Спокойный и тоже простой.
Работы еще на полчаса.
И вот он, тот кроткий лик,
Который тебе так идет…

Оригинальность мышления — одна из важнейших составляющих литературы вообще и поэзии в частности. Иногда, бывает, читаешь автора — вроде все чистенько да гладенько, вымерено и взвешено, и придраться-то, вроде бы, не к чему… А скука смертная. И вот уже внутренне отрезал для себя и автора, и книгу, и через пять минут забыл, что читал. Стихи Игоря Силантьева же скучными никак не назовешь. И одно это уже является весомым аргументом для знакомства с его творчеством.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук