Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Литобоз




Ведущий — Фёдор МАЛЬЦЕВ

В номере 1 (31) / 2010 газеты «Литературные известия» запомнились стихи Кирилла Ковальджи, Дмитрия Цесельчука, Константина Кедрова, Татьяны Виноградовой, Сергея Арутюнова.
Суггестивно и аллегорично стихотворение Кирилла Ковальджи «Баллада о волке».

Хоть следы его в чаще потеряны,
Слух о нем до сих пор не умолк.
На отшибе под высохшим деревом
Жил однажды чувствительный волк.

Сердцем он обладал поразительным —
Разве можно считать за вину,
Что он отроду был композитором
И умел воспевать Луну.

Он успел убеждение вывести
И в лесу огласил, наконец,
Что во имя святой справедливости
Он решил не губить овец.

В чем они виноваты, бедные,
И какие у волка права?
Овцы — кроткие и безвредные,
Симпатичные существа.

Надо с ними сдружиться волку,
И настанет тогда расцвет,
И не будут люди с двустволками
Волчье племя сводить на нет.

Обязательно надо попробовать
и опомниться наконец!
Волки слушали пылкую проповедь,
Прослезившись, терзали овец.

Овцы тоже ему не верили —
Волчья внешность у волка была.
Поневоле под высохшим деревом
Грыз он кости с чужого стола.

А зимою он умер молча,
Вьюга тихо его замела,
Потому что не жил по-волчьи,
Потому что не делал зла.

В газете также опубликованы рецензии на книгу стихов московского поэта Владимира Новикова «С фотографии старинной», сборник прозы писателя из Германии Бориса Рублова «Сны о прошлом». Критик и литературовед Елена Сафронова делает обстоятельный обзор современной рязанской поэзии.

В «Знамени» № 1 / 2010 замечательные (немногословные, напитанные суровой прозой жизни!) стихи поэта-фронтовика Константина Ваншенкина. Вот одно из них.

Без названия

В «телятнике» до фронта —
Повзводно и поротно.
По первому же знаку
Пошедшие в атаку.
Вразброс, как на соломе,
Лежащие на склоне.
Бежавшие из плена,
Восставшие из тлена.

Григорий Кружков в «Дружбе народов» № 1/ 2010 напечатал большую подборку. Особенно понравилось философское стихотворение, посвященное мюнхенскому муравью (почему не московскому?).

* * *

                                Мюнхенскому муравью

Я наклонился завязать шнурок.

И вдруг у ног открылся мне мирок,
несущийся куда-то с жуткой прытью;
как беженцы, спешащие к отплытью
последнего эсминца,
                                 муравьи
бежали, подхватив тюки свои,
в каком-то неизвестном направленье…
Я замер, глядя в праздном изумленье
на малых сих, спешащих что есть сил
к далеким миражам.
                                  Потом спросил
у одного из них, что мчался с краю:
— Куда бежишь ты?
                     — Юность догоняю, —
ответил муравьишка
                     и исчез.
Я выпрямился. На меня с небес
высокий Аполлон, склонясь над лесом,
взирал —
                     по сути, с тем же интересом.

Да, все мы — муравьи, пытающиеся догнать юность. Увы, безрезультатно.

В журнале «Футурум АРТ» № 1 (24) / 2010 стихи Кирилла Ковальджи, Константина Кедрова, Евгения Степанова, Валерия Земских, Андрея Коровина, Сергея Зубарева, Андрея Щербака-Жукова, Евгения Реутова, Ганны Шевченко, Марины Чирковой, Станислава Бельского, Алексея Верницкого, Александры Смирновой, поэма Сергея Арутюнова «Побег», стихопроза Сергея Кромина, рассказ Ирины Горюновой «Пока летят одуванчики», новые переводы стихов Поля Верлена (перевел Кирилл Ковальджи) и Уоллеса Стивенса (перевел Владимир Ермолаев), рецензии на книги стихов Светланы Василенко, Елены Зейферт.

«Вопросы литературы» № 1 / 2010 публикуют интересную статью Ирины Рашковской о поэзии поэта-заумника Глеба Цвеля, ушедшего от нас в возрасте 46 лет, посмертное — пронзительное! — интервью с Татьяной Бек «…Я живу в живых…».

Борис Херсонский — один из самых раскрученных (и, как обычно, преувеличенных!) литературных брендов последнего времени.

«Волга» № 1-2 / 2010 публикует большую подборку этого поэта.
Стихи, спору нет, написаны профессионально, умело. Но избавиться от ощущения, что это уже когда-то читал — невозможно. Влияние Иосифа Бродского тут очевидно…

Вот, например, фрагмент стихотворения «МАШИНА ВРЕМЕНИ».

Мелкие камушки, собранные на морском берегу,
на шестнадцатой станции, перекочуют в аквариум, образуя дно,
над которым мелькают пестрые гуппи, зависает жемчужный гу-
рами, раздуваются два петушка и два
меченосца, а также вуалехвост — бугристая голова.
Аквариумная вода вылита в Лету давно.
Пестрые души мелких декоративных рыб
мелькают в небе среди белых облачных глыб.

И строфика, и бесконечные анжамбеманы, и даже интонация… Все это напоминает неповторимый стиль Бродского.

Вышел в свет № 1/ 2010 (весна) российско-финского журнала LiteraruS.

В номере стихи Евгения Степанова, проза Ирины Горюновой, Полины Копыловой, Людмилы Коль, переводы, рецензии и многие другие материалы.