ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ
“И НЕВОЗМОЖНОЕ – ВОЗМОЖНО”
Размышления о поэзии Василия Казанцева
“Выше радости, выше печали” — так назван первый раздел “Избранных стихов” поэта. В этих словах — мудрость, а мудрость, к сожалению, теряется в суете реальности, в толчее, тонет в повседневности, в борьбе за выживание среди опасности, войн и иных столкновений, порождённых природой человека.
А подвижничество на ниве познания, самопознания и самосознания само по себе отвергается и предаётся забвению...
Однако человек “земнородный” ищет то, что пульсирует, живёт в его душе, жаждет осознать это и увидеть в свете Божеской правды. Поэты ищут её из поколения в поколение...
Что открылось поэту Василию Казанцеву?
А то, что человек — это часть природы, а жизнь говорит нам о неувядаемой красоте сущего, она, жизнь — в природе, созданной Творцом, она в камне, в деревьях, в ручье, в озере, в цветах, в траве... Во всём живом дана она нам, и, что важно, она, эта жизнь и истина, скрыта в нашей душе.
С творчеством, со стихами Василия Казанцева я познакомился раньше, чем с поэтом Василием Казанцевым как человеком. В этом заслуга Вадима Валериановича Кожинова, авторитетного, умного, чувствующего критика и литературоведа, который необычайно ценил В. Казанцева наряду с Н. Рубцовым, Ю. Кузнецовым, А. Передреевым. Эта четвёрка современных поэтов, постоянно находилась в поле литературного внимания В. Кожинова...
При одной из встреч с Ю. Кузнецовым я спросил его, отчего он перестал нести в своих стихах сочную, красочную образность, свойственную ранним его стихам. Ещё до выхода книги “Русский узел” я, прочитав книгу “Выходя на дорогу, душа оглянулась”, был от неё в восторге. Вот одно из стихотворений, помещённых в книге:
А подвижничество на ниве познания, самопознания и самосознания само по себе отвергается и предаётся забвению...
Однако человек “земнородный” ищет то, что пульсирует, живёт в его душе, жаждет осознать это и увидеть в свете Божеской правды. Поэты ищут её из поколения в поколение...
Что открылось поэту Василию Казанцеву?
А то, что человек — это часть природы, а жизнь говорит нам о неувядаемой красоте сущего, она, жизнь — в природе, созданной Творцом, она в камне, в деревьях, в ручье, в озере, в цветах, в траве... Во всём живом дана она нам, и, что важно, она, эта жизнь и истина, скрыта в нашей душе.
С творчеством, со стихами Василия Казанцева я познакомился раньше, чем с поэтом Василием Казанцевым как человеком. В этом заслуга Вадима Валериановича Кожинова, авторитетного, умного, чувствующего критика и литературоведа, который необычайно ценил В. Казанцева наряду с Н. Рубцовым, Ю. Кузнецовым, А. Передреевым. Эта четвёрка современных поэтов, постоянно находилась в поле литературного внимания В. Кожинова...
При одной из встреч с Ю. Кузнецовым я спросил его, отчего он перестал нести в своих стихах сочную, красочную образность, свойственную ранним его стихам. Ещё до выхода книги “Русский узел” я, прочитав книгу “Выходя на дорогу, душа оглянулась”, был от неё в восторге. Вот одно из стихотворений, помещённых в книге:
В утренней деревеньке
В крупной росе лопухи.
Белые, как вареники,
Прыскают петухи.
В груди у меня чирикает,
Толкается и звенит.
Молочный, свежеснесённый В пуху ещё шар земной.
(1961 год)
В крупной росе лопухи.
Белые, как вареники,
Прыскают петухи.
В груди у меня чирикает,
Толкается и звенит.
Молочный, свежеснесённый В пуху ещё шар земной.
(1961 год)
Он сказал сухо и кратко: “Это меня уже не интересует, я ушёл от этого”.
Конечно, понятно, что содержание, форма и поэтическое воззрение с годами меняется, но Василий Казанцев — другой, совсем иной, нежели Юрий Кузнецов.
Он не изменяет своей дороге, стезе... С течением лет поэтический стиль его только углубился, порой до символики, тонкой и зримой.
Основу “Избранного” составили стихотворения, которые отражают теперешнее лицо поэта, его мировоззрение, эстетическое и жизненное. Он постигает мир своим разумением и чувствованием, через природу, в которой живёт и пульсирует дух Творца.
Конечно, понятно, что содержание, форма и поэтическое воззрение с годами меняется, но Василий Казанцев — другой, совсем иной, нежели Юрий Кузнецов.
Он не изменяет своей дороге, стезе... С течением лет поэтический стиль его только углубился, порой до символики, тонкой и зримой.
Основу “Избранного” составили стихотворения, которые отражают теперешнее лицо поэта, его мировоззрение, эстетическое и жизненное. Он постигает мир своим разумением и чувствованием, через природу, в которой живёт и пульсирует дух Творца.
Отцветёт одно,
Зацветёт другое...
Зацветёт другое...
Главным стихотворением, раскрывающим тайны поэтической и миросозерцательной природы творчества Казанцева, можно считать:
И свет, уклончивый и краткий,
И переменчивая мгла
Вдруг брызнут молнией догадки,
Что жизнь уже, уже прошла.
Никто не спорит, однако далее:
Что кончилось, умчалось время,
Что кончилась, промчалась жизнь,
Жизнь унеслась — ив то же время
Ещё не начиналась жизнь.
И переменчивая мгла
Вдруг брызнут молнией догадки,
Что жизнь уже, уже прошла.
Никто не спорит, однако далее:
Что кончилось, умчалось время,
Что кончилась, промчалась жизнь,
Жизнь унеслась — ив то же время
Ещё не начиналась жизнь.
Стихотворение, как и многие иные, — классическое по выражению и совершенное по форме. Вот здесь поэт учуял круговорот жизни, что “жизни нет конца”, непрекращаемость её вообще и в частности, он осознал радость и вместе с этим стал над радостью, как мудрец. Всё в человеке!..
“Отцветёт одно, зацветёт другое” — так называется очередной цикл. Книга и состоит из стихотворений, которые, как морские волны, — одна волна уходит, другая приходит, а море остаётся... Книга двигается, переливается, переходы порой незаметны, но они глубоки. Кажущаяся их простота коварна (если можно так выразиться), поскольку глубина смысла и сердце поэзии там, за словом, под словом и в слове поэта, простом и вмещающим вселенский смысл.
Казанцев объёмен и широк в каждом, казалось бы, коротком стихотворении. Стихотворения по форме классичны: в них 2-3 строфы, с простой рифмой, простыми образами, таящими в себе глубину мысли, чувства, гармонии. Горечь утраты присутствует в его поэзии, но горечь, как он утверждает, по закону природы, а оттого выше частного.
Вот в стихотворении “Иду я некошеным лугом” поэт с искренней болью, такой естественной, но не сокрушением, говорит:
“Отцветёт одно, зацветёт другое” — так называется очередной цикл. Книга и состоит из стихотворений, которые, как морские волны, — одна волна уходит, другая приходит, а море остаётся... Книга двигается, переливается, переходы порой незаметны, но они глубоки. Кажущаяся их простота коварна (если можно так выразиться), поскольку глубина смысла и сердце поэзии там, за словом, под словом и в слове поэта, простом и вмещающим вселенский смысл.
Казанцев объёмен и широк в каждом, казалось бы, коротком стихотворении. Стихотворения по форме классичны: в них 2-3 строфы, с простой рифмой, простыми образами, таящими в себе глубину мысли, чувства, гармонии. Горечь утраты присутствует в его поэзии, но горечь, как он утверждает, по закону природы, а оттого выше частного.
Вот в стихотворении “Иду я некошеным лугом” поэт с искренней болью, такой естественной, но не сокрушением, говорит:
Прощайте!.. Но... с тайною болью
Мне чудится вдруг, что не я
Иду по зелёному полю,
А поле идёт от меня —
Большое, зелёное поле
Травою, шурша и звеня,
Я чувствую с тайною болью,
Идёт, и идёт от меня.
Уходит. Уходит. Уводит
Тропинка, кусты и лужок.
...и дальше, и дальше уходит
Бегущий
навстречу
цветок.
(1957 год)
Мне чудится вдруг, что не я
Иду по зелёному полю,
А поле идёт от меня —
Большое, зелёное поле
Травою, шурша и звеня,
Я чувствую с тайною болью,
Идёт, и идёт от меня.
Уходит. Уходит. Уводит
Тропинка, кусты и лужок.
...и дальше, и дальше уходит
Бегущий
навстречу
цветок.
(1957 год)
А написано словно вчера. Этим решается вопрос о подборе автором “Избранного”. Мысль едина, слово едино, образ един, характер один. Простота слога... А за этим стоит чувство и осознание поэтом ухода времени его молодости, а может быть, юности, свежести цветущего цветка.
Краски у поэта порой чёрно-белые, как в стихотворении “Морозная лунная ночь”:
В просторе белом, опустелом Пушистый заяц — как волна.
Краски у поэта порой чёрно-белые, как в стихотворении “Морозная лунная ночь”:
В просторе белом, опустелом Пушистый заяц — как волна.
Не виден он на поле белом,
Лишь только тень его видна...
Пылает снег молниевидно —
Наимягчайший, тонкий блеск,
Но блеска пламени не видно —
Наилегчайший только треск.
(1975 год)
Лишь только тень его видна...
Пылает снег молниевидно —
Наимягчайший, тонкий блеск,
Но блеска пламени не видно —
Наилегчайший только треск.
(1975 год)
Эпитеты просты, ибо автор по своему наитию не поражает найденной метафорой, а несёт в себе превращения, метаморфозы в игре природы, а потому прозаические определения: “наимягчайший”, “наилегчайший” оказываются выше метафоры. Кто из поэтов может себе позволить подобные “прозаизмы”? Казанцев В. И. позволяет, поскольку структура его стихотворений стоит на иных основах — на тонких переходах одной картинки в другую. В результате получается безыскусственная, видимая и ощутимая картина.
Казанцев на удивление употребляет “банальные”, привычные образы: “снег и берёзы, белые как снег”. Казалось бы, тавтология, ан — нет! Или “полоски снега вертикально вспыхнут”. Когда вчитываешься в стихи, тогда видишь обычные слова, их строй, переливы, явление их и исчезновение, сбор и россыпь, и они создают то настроение, то миропонимание, мирозрение, которое свойственно поэту Василию Казанцеву.
А вот ещё увиденная картина, написанная всё тем же “казанцевским” почерком:
Казанцев на удивление употребляет “банальные”, привычные образы: “снег и берёзы, белые как снег”. Казалось бы, тавтология, ан — нет! Или “полоски снега вертикально вспыхнут”. Когда вчитываешься в стихи, тогда видишь обычные слова, их строй, переливы, явление их и исчезновение, сбор и россыпь, и они создают то настроение, то миропонимание, мирозрение, которое свойственно поэту Василию Казанцеву.
А вот ещё увиденная картина, написанная всё тем же “казанцевским” почерком:
Ясней, ясней ещё видны
Разливы солнечного света,
Ясней ещё, чем в дни весны,
Ясней ещё, чем в пору лета...
Разливы солнечного света,
Ясней ещё, чем в дни весны,
Ясней ещё, чем в пору лета...
Стихотворение датировано 2004 годом. “Как здесь легко и как светло, // Когда прошли весна и лето...” Не о жизни ли человеческой говорит в раздумье поэт? Конечно, о ней: ушла весна человеческой жизни, ушла зрелость его — лето, а вот осень наступила, зато “Разливы солнечного света, // Ясней ещё, чем в дни весны, // Ясней ещё, чем в пору лета”.
Поэту важно передать то, что он увидел в природе, поверить это через своё сердце, душу, а потом воплотить это всё в слове, в стихотворении — первейшая задача В. Казанцева. К форме он необычайно строг. Дабы не рассыпать жемчуг... Рачительный поэт, не расточительный, “не транжир и мот”.
А потому он говорит, что:
Поэту важно передать то, что он увидел в природе, поверить это через своё сердце, душу, а потом воплотить это всё в слове, в стихотворении — первейшая задача В. Казанцева. К форме он необычайно строг. Дабы не рассыпать жемчуг... Рачительный поэт, не расточительный, “не транжир и мот”.
А потому он говорит, что:
Каждый миг на меня налетает,
Каждый миг ускользает из рук.
Каждый миг ускользает из рук.
И тут же колдовство и восхищение, созданное парадом эпитетов, создающих непрерывность движения:
О здравствуй, здравствуй, лес звенящий,
О здравствуй, здравствуй, лес гудящий,
О здравствуй, здравствуй, лес свистящий,
О здравствуй, здравствуй, лес пищащий,
Рокочущий и шелестящий,
Лепечущий и говорящий,
Щебечущий и свиристящий.
Лес плещущийся, лес блестящий!
(2008 год)
О здравствуй, здравствуй, лес гудящий,
О здравствуй, здравствуй, лес свистящий,
О здравствуй, здравствуй, лес пищащий,
Рокочущий и шелестящий,
Лепечущий и говорящий,
Щебечущий и свиристящий.
Лес плещущийся, лес блестящий!
(2008 год)
Звуки переливчаты, переходящий тон — от звона до гула и шёпота... В стихотворении “Вернись, река, в свои границы, // Не заливай низинный край”, — некое напутствие всем нам, когда река говорит:
— Хочу вкусить свободы дикой,
Великой стать хочу рекой.
Автор подытоживает:
— Не станешь ты рекой великой —
Ты перестанешь быть рекой...
Великой стать хочу рекой.
Автор подытоживает:
— Не станешь ты рекой великой —
Ты перестанешь быть рекой...
А вот стихотворение, вызывающее счастливую детскую улыбку, навевающее сказочную даль, краткую гармонию жизни со счастливым концом, согласие:
Над синеющей водой Солнечная ивенка.
А на ивенке на той —
Солнечная иволга:
— Так немного мне дано,
Солнечная рыбочка,
Очень, очень мало, но И за это всё равно,
Всё равно спасибочко,
Золотая рыбочка.
А на ивенке на той —
Солнечная иволга:
— Так немного мне дано,
Солнечная рыбочка,
Очень, очень мало, но И за это всё равно,
Всё равно спасибочко,
Золотая рыбочка.
Стихотворение совершенное, как яичко.
Наряду с вышесказанным приведу стихотворение автора, которое меня потрясло своей символической недосказанностью, когда причины и следствия переходит друг в друга, чувство расплывается, исчезает грань между словом — чувством — духом, когда обнажается человеческая немощь перед Бесконечностью. Вот это стихотворение:
Наряду с вышесказанным приведу стихотворение автора, которое меня потрясло своей символической недосказанностью, когда причины и следствия переходит друг в друга, чувство расплывается, исчезает грань между словом — чувством — духом, когда обнажается человеческая немощь перед Бесконечностью. Вот это стихотворение:
Песней же этой, ну, сделай мне милость,
Сердца ты не тревожь моего.
Из того, что желалось, сулилось,
Что ждалось, не сбылось ничего.
Сердца ты не тревожь моего.
Из того, что желалось, сулилось,
Что ждалось, не сбылось ничего.
Вот он, Василий Иванович! Открыт и беззащитен, как мишень! Вот оно, его качество, его самобытность, сердцебиение его слова:
И вот этой, ну, сделай же малость,
Не пронзай мою душу насквозь.
Что сулилось, ждалось, обещалось —
Всё уже, к сожаленью, сбылось.
Ту мне спой, где счастливо таится
То, чего через дни и года
На земле никогда не случится,
Не свершится нигде, никогда...
Не пронзай мою душу насквозь.
Что сулилось, ждалось, обещалось —
Всё уже, к сожаленью, сбылось.
Ту мне спой, где счастливо таится
То, чего через дни и года
На земле никогда не случится,
Не свершится нигде, никогда...
Стихи прекрасны, открыты, слова обнажены до боли, до молитвенного трепета, исполнены тончайшего лиризма, проникновенности чувства. Здесь три ипостаси: по одной песне — ничего не сбылось, о чём мечталось, по другой — всё произошло (можно подумать, что прошла молодость), а спел бы певец песню третью, ту, в которой счастливо таится (что таится?) то, что никогда “не случится, не свершится нигде, никогда...”
Таким образом, поэт усилил выразительность, заменив банальное “не повторится” глаголами: свершится, случится, приключится... Человек, по Тютчеву, и “невыносимое он днесь выносит”. Зло — от невежества, заметил Сократ, но познание бесконечно, оттого человек — носитель зла и его жертва. А свобода в страхе Божьем...
В. Казанцев не чужд парадоксам, поскольку, по замечанию А. С. Пушкина, “гений — парадоксов друг”, с парадоксом стихотворение “Не обошла тебя работа...” образует светлый образ в душе читателя:
Таким образом, поэт усилил выразительность, заменив банальное “не повторится” глаголами: свершится, случится, приключится... Человек, по Тютчеву, и “невыносимое он днесь выносит”. Зло — от невежества, заметил Сократ, но познание бесконечно, оттого человек — носитель зла и его жертва. А свобода в страхе Божьем...
В. Казанцев не чужд парадоксам, поскольку, по замечанию А. С. Пушкина, “гений — парадоксов друг”, с парадоксом стихотворение “Не обошла тебя работа...” образует светлый образ в душе читателя:
Не обошла тебя работа,
Не обошла тебя нужда,
Не обошла тебя забота,
Не обошла тебя вражда.
И день погожий, и ненастье,
И светом веющая весть...
И обошло лишь только счастье?
— Так это ж счастье всё и есть.
Не обошла тебя нужда,
Не обошла тебя забота,
Не обошла тебя вражда.
И день погожий, и ненастье,
И светом веющая весть...
И обошло лишь только счастье?
— Так это ж счастье всё и есть.
Господи, прости и благослови поэта!
В заключение скажу, что во всех стихах Казанцева живёт “искра Божия”, которую невозможно рационально и логически проанализировать. Поэзию, как известно, нельзя химически расчленить... В этом обычная тайна, могущество и сила поэзии Казанцева, когда невозможное оборачивается просторной возможностью.
В заключение скажу, что во всех стихах Казанцева живёт “искра Божия”, которую невозможно рационально и логически проанализировать. Поэзию, как известно, нельзя химически расчленить... В этом обычная тайна, могущество и сила поэзии Казанцева, когда невозможное оборачивается просторной возможностью.