Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Никита КУТУЗОВ


ДЕБЮТ ОТМЕНЯЕТСЯ



В прошлом месяце было объявлено о том, что премия "Дебют" в 2016 году вручаться не будет. Поначалу каких-либо объяснений руководители премии не давали, ссылаясь на необходимость технического перерыва для переформатирования. И вот, наконец, координатор премии Ольга Славникова на сайте "Вечерней Москвы" разоткровенничалась. Её колонку есть смысл привести целиком:

"Созданная для поощрения молодых писателей независимая литературная премия "Дебют" в 2016 году вручаться не будет – это решение мы приняли на прошлой неделе. Однако это не значит, что "Дебюта" больше нет: премия не закрыта, а лишь приостановлена на период "переформатирования". А оно коснётся в первую очередь изменения возраста участников.
Ситуация сегодня сложная.
С одной стороны, молодых и талантливых авторов сейчас довольно много. А с другой – само понятие "молодой писатель" в последнее время сильно изменилось. Дело тут вот в чём: в Москве, Питере и других крупных городах, где давно происходит ранняя профессионализация, 30-летний автор считается уже "взрослым", опытным, бывалым.
А в провинции – поскольку там тяжелее бороться за жизнь – литераторы на крыло становятся намного позже.
То есть с точки зрения литературы столица и регионы, несмотря на интернет и глобализацию, – разные миры, где у людей совершенно разные возможности.
Одновременно с этим меняется и так называемая молодая литература. За те 16 лет, что существует премия "Дебют", я окончательно убедилась в том, что ничто не устаревает так быстро, как новомодные эксперименты с содержанием книг. Итог налицо: если раньше был постмодернизм, постпостмодернизм, диструкция, а ненормативная лексика считалась обязательной для любого произведения, сейчас авторы возвращаются к реализму и литературной естественности. Ведь какой у молодого человека мотив писать? Он хочет изложить в тексте свой опыт и, работая над книгой, задать вопросы, на которые хочется найти ответы. А опыт нынешних молодых подчас бывает очень жёстким. Поэтому им уже неинтересно играть со смыслами. Они пытаются рассказать не свои фантазии, а то, что они знают и видят вокруг себя.
Другое дело, что благодаря интернету и социальным сетям на смену экспериментам с содержанием пришли эксперименты с формой. Молодые авторы часто теперь ведут свои блоги, из которых после вырастают литературные произведения более короткие, дробные. Для таких писателей мы, кстати, хотим ввести даже специальную номинацию в "Дебюте", назвав её "Одно окно".
Многие опасаются, что увлечённость молодых литераторов гаджетами приведёт к тому, что они будут писать совершенно "клиповые" книги. Но я, честно говоря, не вижу такой взаимосвязи. Роман – он и есть роман, а рассказ – рассказ, и сверхкороткий жанр просто будет существовать наравне с ними"
.

Уважаемая Ольга Александровна! Ну зачем вы это написали? Думаете, что без вас никто не догадался бы, что "роман – он и есть роман, а рассказ – рассказ"? Или о том, что "ситуация сегодня сложная?" А кто эту ситуация создал? Никогда не задумывались? Неужели вы, достаточно взрослый уже человек, не можете признать, что более "ранняя профессионализация" связана с тем, что, проживая в мегаполисе, чуть легче противостоять издательскому беспределу, благодаря которому на поверхности в нашей литературе оказываются те, кого прежде отчислили бы из заводского литобъединения? Скажу честно, я бы первым поаплодировал вам, если бы вы к своим словам о реализме добавили нечто покаянное. Ну, например: приходится признать, что молодёжь всё это время в лучшей и самой талантливой своей части не отходила от реализма и литературной естественности, а мы злонамеренно поддерживали не ту молодую литературу, литературу разрушительную и бесперспективную. Но нет… Теперь, когда время расставило всё на свои места, когда стало очевидно, что критики "Дебюта", выступавшие, в частности, и на страницах "ЛГ", были правы: вы прячетесь в кусты, прикрываясь необходимостью переформатирования. Ну что же! Если вы не в состоянии признать свои ошибки, может быть, ваши ошибки признает вводимый многие годы вами в заблуждение благородный меценат Андрей Скоч, на деньги которого всё это время премия просуществовала?