Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Дмитрий Мурзин 
"Бенгальская вода"



М: "Вест-Консалтинг", 2014

Мурзин преобразует прозу в поэзию. То есть скажу точнее: в его художественных замыслах нет ничего поэтического; он даже в одном месте признается: "Мало того, что не пишется./ Не хочется, чтобы писалось". А в чем дело? Вновь и вновь листаю книгу и прихожу к мысли: да ни в чем. Мир у поэта какой-то не такой, лето в нем, на беду, сменяется осенью: "В сентябре, октябре, ноябре/ Человечек особенно смертен"; хочешь заглянуть в себя — находишь одну тоску: "Покопаешься в себе, / И охота закопать"; задумаешься о нынешнем веке — и вовсе не до красивых поэтических фраз: "Лучше промахнуться на октаву,/ Нежели продаться за монету,/ Повестись на почести и славу", — впрочем, стихотворение начинается так: "Список вписок. Перечень причин./ Выпасть из реестра, из регистра…", — ага, вот они, искусные аллитерации, забота о слове, о звуке; понятно: прозой о своих настроениях рассказывать скучно — стихами куда интересней, даже и горькое остроумие можно проявить, и цитаты из классиков иронически обыграть. Да и тоска из банальной, неплодотворной превращается в высокую, поэтическую; ну просто радость, а не тоска! Эта радость и заставляет меня читать Дмитрия Мурзина, поэта блоко-есенинского склада:

Сумерки крадутся по дворам...
Осень в решете приносит дождь.
И такая сладостная дрожь
По прошедшим летним вечерам. <…>

Осень мне цветные крутит сны
На обычной простыне в горошек.
Хочется быть умным и хорошим
И не просыпаться до весны.

Тем более что зима у Мурзина выступает метафорой российского неблагополучия: заросшие поля, опустевшие деревни: "Пришла зима в поля пустые –/ Благая весть с пустых полей./– Не узнаю тебя, Россия…/ — А ты налей!". Хмельное зелье — единственное, что может хоть как-то взбодрить человека на земле, где "ни мужичка нет, ни лошадки,/ И некому торжествовать".
"дерево в степи / одинокое / как человек" — этот верлибр на одной из последних страниц книги не удивляет меня; именно благодаря душевному одиночеству так сильна гармоническая нота у Мурзина, стремящегося к предельной простоте и прямоте. "Я устал от твоих изысков", обращается он к подруге и просит: "Обмани меня по-простому, / На каком-нибудь ровном месте". Говорить "по-простому" желают и сами стихи Дмитрия Мурзина. Хотя… он и сам прибегает к изыскам, иначе не написал бы, например, таких строк: "Осень желтые носит носки,/ И за шиворот капает вечность".
Да, поэты — народ непоследовательный. Тем и интересны.

Эмиль СОКОЛЬСКИЙ