Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Элка НЯГОЛОВА


В КРЕСТНОЙ КУПЕЛИ СЛАВЯНСТВА…



Один из болгарских "паспортов", весом в 15 тонн, лежит в "чаше" между плато и холмами в поле неподалёку от Плиски. Там таинственные послания и знаки Великой Базилики, откуда, кажется, вот-вот выйдет князь Борис-Михаил Креститель… Тут же и Мадарский всадник… Оказывается, даже если ты готов тому, что увидишь, твои чувства натянуты как тетива, ты чувствуешь себя маленьким и неуверенным в себе и вспоминаешь свою первую учительницу и её тёплую руку, которая держит твою, пока ты неуверенно выписываешь палочки и крючки, и свои первые буквы… В то же время тебя захватывает мощная волна прилива, бьёт по глазам, ослепляет и диктует забытые коды рода и Отечества, и того, что "мы дали нечто миру и всем славянам да читали бы книги…"
Но давайте отправимся в путь вместе…
В 60 км от Варны дорога сворачивает с шоссе по направлению к Плиске. Множество малых примет указывают путь к цели нашей поездки: "Двор Кириллицы". В центре села поворачиваем в улицу налево и снимаем на видео издалека белые каменные стены. Идём вдоль них (нам кажется, очень долго – из-за нашего нетерпения). Отсюда, снаружи, не видно ничего, кроме высокого, как выясняется позже, 12-метрового православного креста, возвышающегося на внутренней стороне двора, в его узкой части. Наконец дорожка заворачивает, и мы обнаруживаем на каменной стене мозаику – магическая розетка с семью лучами. Также на узкой стороне наружной стены есть число: 681. Выложено красным камнем. Год нашего родильного крика…
В последнее время эта дата оспаривается: говорят, что Болгария ещё старше. Но не это сейчас в центре нашего внимания…
Стена всё тянется и приводит нас к тяжёлым воротам с надписью: "Двор Кириллицы". И мы входим… Куда? Не во двор. Входим в свою родовую, в свою национальную память, в крещенскую купель славянства. Некоторые настойчиво пытаются отнять это у нас. Другие тщатся "творчески переписать" историю, забывая, что такие вещи пишутся не чернилами. Нет таких чернил!..
Огромный трапециевидный двор, окружённый белой оградой. У ограды каменные плиты неправильной формы. В середине – пышная зелёная трава, хорошо ухоженная. Следите за цветами в этой палитре слов? Пока что белый, зелёный… И красные буквы. Огромные буквы. Красный туф. Камень, который "плачет" под руками и резцом скульптора. Я видела огромные садовые скульптуры из этого камня в Армении. Больше всего меня впечатлили те, в Сардарапате, которые находятся в Национальном музее истории. Там в 1918 году шли тяжёлые бои между Армянским кавказским корпусом и турецкими вооружёнными группировками… Национальный музей недалеко от границы. За ней, на сегодняшней территории Турции, два символа: Малый и Большой Арарат. Армяне помнят! Неотступно и с достоинством… Но мы ещё вернёмся к этому.
Позвольте же познакомить вас с человеком, который придумал и воплотил эту великую идею… Умышленно до сих пор его не представила вам. Ибо, как написано в Великой Книге: "По делам их узнаете их". К тому же он не любит говорить о себе. Но когда он рассказывает о своих дальнейших планах, его глаза светятся… Итак, владелец этого двора Карен Алексанян – этнический армянин, который приехал в Болгарию в 1994 году. Женился на армянке. Его мать филолог, она научила его любить книгу. Его жена тоже филолог. Родились двое детей. И он остался здесь. И отчаянно принялся читать книги о болгарской истории, проникая в наш национальный характер. Через 20 лет его осенила идея всей его жизни: здесь, где находится исторический и духовный пуп Болгарии, создать этот комплекс, который будут посещать большие и малые, молодые и старые, люди пойдут сюда как паломники на поклонение… Его поразило открытие, что здесь Борис I встретил Климента и Наума после их бегства из Великой Моравии, что он глубоко осознавал великодержавную их миссию, и потому дал им кров в доме своего подданного Эсхача.
– Недели и месяцы я представлял себе всё, что произошло здесь, – загораются серые глаза Карена. – Ночью я не мог спать, хотел до последней детали сформировать свою идею, прежде чем строить что-то… Даже подумывал назвать это место "Двор Эсхача". Потом отказался, потому что на самом деле основной акцент должен быть на буквах, созданных после глаголицы Климента и Наума и названых в честь их учителя Константина Кирилла Философа – кириллица.
С тех пор шаг за шагом Карен Алексанян следует своей идее… Он доверил одному из самых талантливых армянских скульпторов Рубену Налбандяну изготовить 30 букв кириллицы. Тот собрал в первой столице Армении – Эчмиадзине – 12 коллег и студентов, чтобы работать над этим крупным проектом. Спустя полгода из красного камня туфа были изготовлены наши буквы. Их доставка в Болгарию – это целая одиссея!
Из Армении отправились два больших состава. В каждый загрузили по 15 букв. А каждая буква весила примерно половину тонны.
– Что это? – озадаченно спрашивали турецкие таможенники на грузино-турецкой границе.
– Буквы, разве не видишь! – отвечали им. – Мы делаем их для Плиски.
– Повидал я всякое, а такую штуку в первый раз вижу…
После долгих размышлений и предоставления необходимых документов границу открыли. И поэма кириллицы двинулась в путь на Плиску… Это было в апреле 2015 года.
– Самое интересное, – лукаво улыбается Карен, – что из скульпторов, изготовивших буквы, второй – армянин, как и я, а третий – этнический турок из Болгарии. Его зовут Бехчет Данаджь. Было не так легко найти правильное решение – какие должны быть буквы, что должны демонстрировать… Было ясно, что они должны быть белыми, излучать святость… Двое братьев будут изображены как в букварях и на иконах – в полный рост, с азбукой в руке. Но Креститель? Как он должен выглядеть? – лёгкий акцент Карена делает его рассказ ещё более реальным и захватывающим, покоряет и его прекрасная осведомлённость в нашей истории. – Князь Борис I – личность сложная… И было решено: пусть сидит на престоле, излучая духовную силу взглядом, направленным на двоих солунских братьев. И непременно с Евангелием на коленях. А часовня в его честь и славу, возведённая из камня и дерева, проста и скромна, каковая и подобает монашеской жизни её покровителя в его последние годы. Дверь из массива дерева – старой и хорошо высушенной древесины. Над часовней – аскетический крест, тоже из дерева. Внутри, в полумраке, – икона святого Бориса-Михаила. Скромный алтарь с зажжёнными свечами перед ним…
Наши шаги замедляются на каменной брусчатке. Нам нужно время, чтобы наши души не перелились через край эмоциями от увиденного вокруг, от услышанного. Карен всё понимает. Не в первый раз он встречает гостей и наслаждается реакцией паломников…
– Идут сюда в массовом порядке: студенты, группы друзей, свадьбы, граждане, которые что-то слышали-недослышали, читали-недочитали… Люди хотят видеть. Пускай. Для того и сделано. Пусть вспомнят болгары, что они за народ и что они дали миру!
Скоро мы прибываем в информационный центр в нижней части двора, чтобы получить свидетельства о паломничестве и купить разные сувениры – каждый со своей буквой, но…
– Но это ещё не всё, – обращается к нам хозяин, – я хочу показать и галерею.
И снова мы следуем по пути его воплощённой мечты. Галерея построена из камня и дерева. Простая конструкция, в традиционном болгарском духе, надёжная и прекрасная в своей простоте. А внутри нас ждут воссозданные в образах и цвете жития святых Кирилла и Мефодия, князя Бориса I Крестителя, учеников-седьмочисленцев (так называют в Болгарии святых Кирилла и Мефодия и их пятерых учеников. – Прим. переводч.), чья миссия охватила весь мир – в Хазарии при сарацинах, в Великой Моравии, в Риме при папе Адриане II… Вся история письменности воссоздана художниками: это доцент Иван Узунов, Валентин Голешев и молодая художница по иконам Михаела Михайлова.
Большая часть картин в галерее при "Дворе Кириллицы" представляют собой многофигурные композиции или портреты достопочтенных правителей и исторических деятелей. Сложная задача! Не говоря уже о том, что разработчик проекта имел своё определённое его виденье, на воплощении которого настаивал…
Сегодня в этой галерее пред очами Крестителя и Симеона Великого заключаются браки, проходят научные дискуссии; там также был представлен документальный фильм "Дорогой букв", снятый в 10 странах. Автор сценария и режиссёр – Ралица Димитрова, продюсер и кинематографист – Пламен Герасимов.
Выходим из галереи, и Карен Алексанян ведёт нас к небольшой деревянной двери, за которой открывается второй обширный двор. Рабочие кладут каменную плитку, а в дальнем конце роют фундамент для…
– Тут я хочу сделать хороший поливалентный (многофункциональный. – Прим. переводч.) зал. А во двор, – он широким жестом охватывает пространство, – хочу заказать и поставить памятники великих славянских писателей, которые пишут на кириллице – по одному из каждой страны…
Вообще-то "Двор Кириллицы" впервые открылся во время Национального праздника по случаю 1150-й годовщины Крещения болгар. А 1 мая 2014 года в Большой базилике Плиски Варненский и Великопреславский митрополит Иоанн вместе с группой священников совершил торжественное массовое крещение 14 детей одновременно. Упоминаю об этом, потому что это в тематической связке с "Двором Кириллицы" и осмыслением болгарской национальной памяти.
– Почему ты это делаешь? – прямо спрашиваю я Карена Алексаняна. – И дальше – что?
Он только качает головой, выражая недоумение, и делает жест "а напоследок"…
Перед нашими глазами открывается следующий широкий и застроенный двор с великолепным видом на водопады, сады, бассейн, место для тихих игр, детскую площадку и боилски (боярские. – Прим. переводч.) бани, ресторан и отель с великолепной базой для отдыха… Это единый комплекс под названием "Старая Плиска", где продумана каждая деталь – от широких карнизов с "ожерельями" из ласточкиных гнёзд до порталов, через которые входишь. На одной стороне глаголица, а на другой – кириллица. Всё эстетично, никакого китча. Только камень, дерево, кованое железо и керамическая плитка…
– Ты не ответил на мой вопрос: почему ты это делаешь?
– Я не люблю говорить. Другие это делают лучше… Хочу, чтобы Плиска превратилась в болгарский Иерусалим! Превратилась в крещенскую купель славянства! И вот почему. Я хочу, чтобы сюда приходили дети и родители. Пусть приходят и иностранные гости, чтобы познакомиться с историей и болгарским вкладом в мировую культуру. Болгария дала азбуку стольким народам, миллионы людей сегодня пишут на ней! Разве этого мало?! Что ещё я хочу? Чтоб продолжались открытые занятия по патриотизму, дискуссии и круглые столы… Если Славянская академия подхватит мою идею и будет проводить здесь свои форумы, будет здорово. Давайте покажем другим народам, какое сокровище явилось в мир отсюда…

Перевод Натальи ЛЯСКОВСКОЙ