Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Евгений Минин, "Пародии"
М.: Союз российских писателей, 2015


Увидела свет книга пародий Евгения Минина. Евгений Минин заслуженно занимает в русской литературе место одного из лучших мастеров пародийного жанра. Предисловие к книге Минина написал Александр Кушнер, автор знаменитых строк о том, что "времена не выбирают — в них живут и умирают". Кушнер говорит о том, что Евгений Минин является продолжателем традиций пародиста Александра Иванова. Безусловно, в самом широком смысле это так. Но я, когда прочел эту книжку, понял, что есть большая разница между Александром Ивановым и Евгением Мининым. Иванов был знаменит, но объектами для своих пародий он выбирал малоизвестных поэтов, которые писали графоманские произведения с неудачными строчками. И, таким образом, он, по его собственным словам, выполнял роль "санитара леса". У Минина подход абсолютно другой. Вот я перелистываю книгу его пародий — и в ней присутствуют в основном поэты первого ряда. И маловероятно (крайне сомнительно), чтобы опыты Евгения Минина подвигли их поменять эстетику и стилистику. Безусловно, и у известных людей случаются самопародийные строчки. Но, мне кажется, Евгений Минин в своих пародиях собирает своеобразную "коллекцию знаменитостей". И поводом для пародии может стать все, что угодно. Вот, например, пародия на всем известного и популярного писателя Дмитрия Быкова.

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ

                                                            …люблю эту зиму,
                                        глухую низину, ледовую дзынь,
                                        заката стаккато, рассвета резину,
                                        и запах бензина, и путь в магазин…
                                                                      Дмитрий Быков


Я в мае люблю бесконечные грозы,
оврагов дорожных бездонный капут,
в стихах иногда отдыхая от прозы,
люблю рифмовать десять-двадцать минут.
Зеленой травы обожаю сюиту,
голгофу домой из соседней пивной,
резиновый день и ночную Лолиту,
кипенье жары и критический зной.
Я солнце люблю на сакральной орбите
и неба аллегро-бемольную синь,
а всех, кто читает, прошу — полюбите
вот этих стихов бесконечную дзынь…

Евгений Минин "вычислил", пожалуй, главный недостаток стихов Дмитрия Быкова — легкомысленное бряцание модернистской лексикой, за которым не стоит ровным счетом ничего. И это вовсе не обязательная уязвимость для Быкова — все мы знаем, насколько хорош бывает этот писатель, когда действительно вкладывается в свой труд. Просто надо работать честнее. В тот числе и в стихах. Особенно если позиционируешь себя как поэт.

Есть безумно смешные пародии. Вот, например, эта — на Виталия Кальпиди. Надо сказать, что в данной книге, изданной Союзом российских писателей, на каждого поэта представлено не больше одной пародии. Хотя на того же Кальпиди, я знаю, у Минина их несколько.

РИФМЕНЬ

                                        В лесу гуляет Виктор Цой
                                        с перебинтованной лицой.
                                                    Виталий Кальпиди


Я стихотворец не плохой,
импровизирую стихой,
придумал новую рифмень,
что все поэты — обалдень.
Теперь на строчки, черт возьми,
иными я смотрю глазьми.
Могу отныне каждый день
писать по сто стихотворень,
чтоб с перекошенной лицой
читатель крикнул: Молодцой!

Существует "рефлекс пародиста" — умение подзаряжаться от спорных, а порой и откровенно неудачных строк разных поэтов. Однажды кого-нибудь спародировав, Евгений не считает, что "тема закрыта". Он готов пародировать одного и того же поэта до бесконечности, лишь бы присутствовала эта заразительная "затравка" для сотворчества. А вот и пародия на автора предисловия к книге.

ША

                                        Шуман, Шуберт, Шопен — эти "ша"
                                        Словно кем-то подобраны были…
                                                                      Александр Кушнер


Музыканты в стихе — антураж,
Слово в нем глубоко и туманно.
Смысловой в нем заложен вираж,
Это "ша" мне пришло от шамана.
Впрочем, хватит загадок, шабаш,
Я открою вам все, без обмана.

Пушкин, Кушнер, Ершов… Эти "ша" —
Не шипящие звуки, заметьте,
Это признаки, что не спеша,
Нас они приобщают к бессмертью.
Если ж нету в фамилия "Ша" —
то не выйдет у вас ни шиша.

Я думаю, что пародии Евгений Минин сочиняет ради наслаждения — как своего собственного, так и читательского. Не остается в стороне и тот, кого пародируют. Иногда он тоже получает наслаждение. Многие пародии Евгения Минина — "на грани фола", еще чуть-чуть — и пародия обернется эпиграммой, еще немного — и вспыхнет "пожарский", а поэт, автор стихов, чего доброго, обидится на пародиста. Но Минин, на мой взгляд, умеет вовремя остановиться и удержаться "в рамках приличий". Не теряя при этом своей фирменной остроты. Ничего личного. Ничего лишнего. Пародии Евгения Минина блестящи по форме и удивительно похоже копируют творческую манеру разных поэтов.За это мы его и любим.

СЛУЧАЙ В БАНЕ

                                        Там фривольная монголка моет ноги при свече
                                        и у Пушкина наколка "В. В. Путин" на плече.
                                                                                      Александр Кабанов


Получил письмишко с бранью, присланное в номер "Шо",
где меня послали в баню, раз послали — я пошел.
В бане видел, как в киношке, не сочтите за брехню:
там монголка мыла ножки так фривольно в стиле ню.

И еще — на верхней полке я заметил при свече:
Тезка Пушкин при наколке "В. В. Путин" на плече.
А на жопе — без обманов, сквозь парилки едкий пар,
разглядел — "А. М. Кабанов", представляете — пиар!

Александр КАРПЕНКО