Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Катя Рубина
 "Фейсбучные байки"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

Природа смешного заложена в умении подмечать детали, недоступные простому глазу. Но мало выявить их, надо еще сформулировать мысль так, чтобы она засветилась красками остроумия — не заезженно-стандартного, — это не может вызвать смех у взыскательного читателя, а оригинального, своего, ранее нигде не встречаемого.
Обладающая многочисленными талантами и поцелованная в макушку всеми Музами, которые при рождении наперегонки выстраивались к ней в шеренгу, Катя Рубина — и драматург, и поэт, и художник, и прозаик, — издала свои "Фейсбучные байки" на основе постов за 2014-2015 годы в известной социальной сети. Но оказалось, что это не просто посылы к друзьям, а шутливые законченные рассказы. Объединенные общей аурой сетевого содружества и положительных лайков, они разнообразны по тематике, а вместе составляют очень милый и уютный мир "фантастического реализма" (именно такое определение давали некоторые искусствоведы живописным работам Кати Рубиной). На этот раз "фантастический реализм" воплотился в прозе.
Стиль писательницы далек от грубой сатиры и анекдотов. Ее юмор мягкий и ненавязчивый. О "чувстве меры" писал Игорь Панин в рецензии на роман "Все-все-все и Мураками": "Рубина — великолепный рассказчик. Остроумный, тактичный, в меру откровенный и в меру же язвительный".
Только благодаря грани, на которой балансирует остроумие писательницы, ей удается литературно выдержанная проза, искрящаяся шуткой. Ведь нарушив этот барьер, многие литераторы впадают в цинизм. А цинизм, по словам самой Кати, сказанным в одном из интервью, "это самое страшное".
В том же Фейсбуке я прочитала недавно пост писательницы Инны Иохвидович, который, как мне показалось, очень подходит к Рубиной: "…Узнаваемость художника, его отличие от всех других, это и есть собственная манера, свой неповторимый почерк". Мастерство автора "Фейсбучных баек" проявляется от оригинального стиля до умения давать смешные имена неживым предметам, одушевляя их (велосипед Набат, старый колодезный домик Борис и новый — Мефодий, дачный костер Агни). Имя выбирается не просто так. Оно имеет смысловой подтекст, демонстрирует легкое подтрунивание над собственной фантазией и, в то же время, это проявление нежности к влияющим на жизнь объектам, оптимизм по отношению к самой жизни. "Легким дыханием" назвал бы, наверно, Бунин эти байки. Сложные связи у Рубиной только с котами. Идет ли речь об "украшательстве" кошачьего сна в чуланчике ("Украшательство теперь основная тема"), о летающих кошках ("Хороший знак") или о проблемном коте ПРИТЕРАСЕ (имя-неологизм объясняется тем, что кот из рассказа "А теперь что делать-то?" не отходит от террасы).
В книжечке много авторской графики к рассказам — иллюстраций, вызывающих улыбку, как и проза.
Байки Кати Рубиной хорошо читать в электричке по дороге на дачу (у кого есть дача) или в автомобильной пробке для поднятия настроения (у кого есть автомобиль). Не читайте их только за утренним кофе, чтобы не опоздать на работу.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД