Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

СЕРГЕЙ ЛИСОВСКИЙ


КОМСОМОЛЬСКАЯ КАРЬЕРА СЕРГЕЯ ЛИСОВСКОГО

Сергей Фёдорович Лисовский — ныне сенатор. Государственный чиновник. А когда мы общались в начале девяностых, он был одним из самых заметных и обсуждаемых деятелей отечественного бизнеса. Руководитель рекламной службы ОРТ, хозяин агентства «Премьер SV» и нескольких других преуспевающих компаний, человек, «раскручивавший» таких «звезд» эстрады, как Александр Малинин, Богдан Титомир, Дмитрий Маликов...
Лисовский был активистом штаба по предвыборной кампании Бориса Ельцина. И хотя попался со злополучной коробкой, в которой лежали 500 тысяч неучтенных долларов, дело свое сделал блестяще — Ельцина, потерявшему к тому времени значительную часть своего электората, вновь избрали президентом.
Кто же он такой — Сергей Фёдорович Лисовский?
Итак, портрет образца 1998 года.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ


Отец Сергея Фёдоровича Лисовского — радиофизик, доктор наук, мама — учительница физики. Сергей Фёдорович закончил МЭИ по специальности «радиофизика». В институте все годы получал повышенную стипендию, готовился к карьере ученого.
Женат. Трудоголик. В отпусках практически не бывает. Хобби — автомобильный спорт, участвовал в международных гонках.

ИСТОКИ


Однажды, в начале девяностых, у нас состоялся такой диалог с г-ном Лисовским:

— Сергей Фёдорович, это правда, что Вы в прошлом — комсомольский работник?

— Да, это правда, Евгений Викторович.

— Где Вы работали?

— Я был инструктором отдела пропаганды Бауманского райкома ВЛКСМ, проработал там после окончания МЭИ почти пять лет. Отвечал за досуг молодежи. Попал я в райком не случайно. Ибо долгое время — еще будучи студентом — делал популярную в городе дискотеку (ее вел Серёжа Минаев). Наше детище заметили, меня пригласили на ставку в райком.

— Наверное, потом, когда Вы образовали свою первую фирму «Рекорд», Вы получали какие-то деньги от ВЛКСМ?

— Никаких денег от ВЛКСМ я не получал. Но комсомол мне помог, не скрою. Он дал мне хорошую административную школу. Я научился работать с людьми и документами. Я думаю, что если бы я не попал в райком, сейчас бы я не смог квалифицированно работать.

ШОУ-БИЗНЕС


Лисовский оказался одним из пионеров российского шоу-бизнеса. И, надо заметить, служил ему всегда верой и правдой, даже когда он не приносил сверхприбыли. Однако фанатичным альтруистом Лисовский, конечно, никогда не был. Нежная любовь к выбранному делу и к денежным знакам как-то причудливо переплелись в судьбе этого одаренного человека и стали нерасторжимым единым целым. Именно шоу-бизнес (равно как и общий кризис в стране) привели Лисовского к необходимости всерьез и основательно заняться рекламой.

— Начиная с девяносто первого года, — рассказывал мне Сергей Фёдорович, — когда цены на все ужасно подняли, резко изменилась «экономика» концертов. Работать стало очень тяжело, практически невыгодно. Но мы быстро перестроились. Мы попытались так реорганизовать дело, чтобы оно вновь стало прибыльным. Мы занялись рекламой, поиском спонсоров-рекламодателей. И у нас получилось. Мы нашли общий язык с нашими партнерами. И они поняли, что без рекламы — никуда. Отныне концерты мы проводили, благодаря помощи спонсоров, рекламу которых активно размещали на ТВ, радио и в газетно-журнальной прессе.

БЕСЕДА 1992 ГОДА


Успех любого артиста обусловлен не только его вокальными и внешними данными. Если у артиста нет талантливого и богатого менеджера, успеха артисту не видать, как собственных ушей. Причем, такая ситуация не только в нашем шоу-бизнесе — так обстоит дело во всем мире. И даже легендарная группа «Битлз» не смогла бы в свое время обойтись без своего гениального продюсера Брайана Эпстайна.
Если же говорить об отечественном шоу-бизнесе, то здесь все предельно прозрачно и ясно. Тайны успеха любой «звезды» и «звездульки» отнюдь не за семью печатями. Совершенно очевидно, что громкая слава таких, скажем, исполнителей, как Кристина Орбакайте, Валерия, Наташа Королева, Анжелика Варум и т. д. и т. п. фундаментально цементируется их ближайшими родственниками. Это ни хорошо, ни плохо. Это объективная реальность, с которой не считаться нельзя. Шоу-бизнес — это не только артист и зритель, но и продюсер. А продюссировать, конечно, приятнее не чужого человечка.
Мне было интересно узнать, кого из коллег-продюссеров выделяет Сергей Лисовский.

— Если бы Вы составляли символическую пятерку лучших шоу-бизнесменов страны, кого бы Вы назвали?

— Трудный вопрос. Понимаете, у нас до сих пор нет четкой дифференциации понятий. Долгое время в отечественном шоу-бизнесе всеми делами занимался один человек — директор коллектива. Он был и администратором, и финансистом, и продюсером... Сейчас постепенно складывается иная ситуация.

— И все-таки, кого бы Вы назвали?..

— Зосимова, Айзеншписа (умер в 2005 году. — Е. С., 2012), Сашу Талмацкого (он долгое время был директором коллектива Олега Газманова), Алибасова...

— Странное дело. Другие шоумены называют примерно те же самые фамилии. Вас это не удивляет?

— Нет, это действительно настоящие профессионалы. Вы понимаете, раньше директоров вообще никто не знал, знали только исполнителей. И бытовало мнение: директор — это жулик. Но в шоу-бизнесе много честных, любящих свое дело людей. Преданных ему. Ведь оно сейчас, как я Вам уже рассказывал, не такое выгодное. Многие сейчас могли бы делать большие деньги в других областях. Ведь кто такой менеджер? Это, прежде всего, управленец, имеющий определенный склад характера, определенную психику. Настоящий менеджер может «заколачивать бабки» в любой сфере.

— Однажды в каком-то интервью Вы сказали, что шоу- бизнес в нашей стране в последнее время не приносит больших доходов. Это в самом деле так?

— Увы, да. То есть именно организация концертов не приносит доходов. Мы здесь потихоньку приближаемся к западному уровню. Ведь как дело обстоит на Западе? Сами по себе концерты невыгодны. Они лишь служат рекламой для пластинок, магнитоальбомов, компактдисков. Например, даже мировые турне легендарного Майкла Джексона (умер в 2009 году. — Е. С., 2012) не окупались бы, если бы фирма «Пепси-Кола» не брала на себя затраты. Она оплачивает и сцену, и свет, и звук, и все транспортные расходы. За это она получает рекламу, а зритель — билеты по доступной цене. В бывшем СССР сейчас окупаются лишь небольшие концерты, проходящие в маленьких залах. Ибо такие выступления не требуют больших затрат.

— То есть Вы, Сергей Фёдорович, когда устраиваете большие концерты, больших денег не зарабатываете?

— Я не то что их не зарабатываю, я их просто теряю.

— Зачем же Вы такие концерты, простите, организуете? Вы не производите впечатления сумасшедшего фаната.

— Я не фанат, конечно. И Вы знаете, поначалу концерты приносили прибыль. Даже большую. Потом доходы резко сократились. Потом они и вовсе сошли на нет.

— Почему Вы, Сергей Фёдорович, практически никогда не появляетесь на телеэкране?

— Мне это ни к чему. Моя известность не улучшит дел в фирме. А для меня главное — это фирма.

— Сейчас Вы солидный человек. Добились многого. Что дальше? В чем нынче смысл Вашей жизни?

— По-прежнему в работе. Конечного результата в любимом деле быть не может.

ХОББИ


Настоящие трудоголики редко отдыхают. Дело дороже удовольствий. Точнее, дело — это и есть главное удовольствие. Трудоголик Сергей Лисовский не исключение из правил. Однако отдыхать, он, безусловно, умеет.
Его хобби — автомобильные гонки. Сергей Фёдорович даже участвовал в прославленном автомобильном пробеге Париж — Гранада — Дакар. Его любительский экипаж, перевернувшись в самом начале трассы, благополучно- таки финишировал в сенегальской столице и занял престижное пятое место среди пилотов дизельных джипов. Легендарный гонщик Юбер Ориоль по этому поводу удивленно заметил: «Что-то не припомню в истории “Дакаров” таких любителей. Видимо, этот парень прирожденный гонщик».

ПАРТИЯ И КОМСОМОЛ ЕДИНЫ


Почти 25 лет назад я учился на отделении журналистики в Высшей Комсомольской Школе. Однажды у нас выступал тогдашний первый секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Мироненко. Помню, кто-то его спросил, как у руководящих деятелей комсомола складываются отношения с ЦК партии?
Виктор Иванович ответил:

— С ЦК советовались и будем советоваться.
Словом, дал нам понять, что партия и комсомол едины.
И вот прошло много лет. Вы думаете что-то изменилось? Уверяю Вас — не очень многое. Партия и комсомол едины по-прежнему. Поменялись только названия. И члены политбюро стали президентами, а комсомольские вожаки — предпринимателями. Это опять-таки ни плохо, ни хорошо. Это то, что мы имеем. И карьера талантливого Сергея Лисовского это лишний раз подтверждает.

1992-2012