Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

АЛЕКСАНДР КАРПЕНКО
НОВЫЕ РОКОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ

 

Александр Карпенко — поэт, прозаик, литературовед, композитор, ветеран-афганец. Член Союза писателей России и Союза писателей ХХI века. Заместитель главного редактора журнала «Дети Ра». Родился 13 октября 1961 года в Черкассы, УССР.
Александр Карпенко закончил спецшколу с преподаванием ряда предметов на английском языке, музыкальную школу по классу фортепиано. Сочинять стихи и песни Александр начал, еще будучи школьником. Вначале это были переделки известных песен — часто Владимира Высоцкого — с новым текстом, обычно о спорте. Александр к этому занятию поначалу всерьез не относился, но по мере взросления у него стали появляться и более продуманные, уже полностью самостоятельные вещи, а к девятнадцати годам он даже написал целую поэму о Сирано де Бержераке. В 1980 году Александр поступил на годичные курсы в Военный институт иностранных языков, изучал язык дари. По окончании курсов получил распределение в Афганистан военным переводчиком. За службу Александр был награжден орденом Красной Звезды, афганским орденом Звезды 3-й степени, медалями, почетными знаками. Война в Афганистане наложила глубокий отпечаток на все дальнейшее творчество Александра Карпенко. Но, конечно, не только о войне его произведения.

Как-то после коллективного просмотра спектакля «Идиот» по Фёдору Достоевскому мы с друзьями разговорились о роковых женщинах.
– Да их теперь почти нет, –  сказал Сергей. – Вывелись, как динозавры. Я не встречал ни одной, похожей на Настасью Филипповну. Вот это женщина! Теперь уже никто не стреляется из-за женщин, потому что женщин, из-за которых стоило бы стреляться, не осталось!
– Я бы не согласился с коллегой,–  встрял Константин, профессор-лингвист. – Такие женщины есть, они просто немного изменились со времен Фёдора Михайловича.
–  Друзья мои, – сказал я, давайте, чтобы нам не путаться, выясним, кого мы подразумеваем под роковой женщиной. Важно, чтобы мы говорили об одном и том же явлении! Итак, кто из вас возьмется дать точное определение роковой женщины?
– Это женщина, магнетизм которой сводит с ума многих мужчин, –  высказался Сергей.
– Согласен. А как вы думаете, какова природа этого магнетизма? Это какие-то флюиды или что-то другое? И вот что еще интересно: всегда ли роковая женщина – красавица? Или – это желательно, но не обязательно? – спросил я.
– Вот я себя писаной красавицей не считаю, — сказала Ольга, единственная среди нас дама. – Когда-то, может, и была красивой, — лет в двадцать. Но должна вам честно признаться, что до сих пор испытываю на себе избыточное внимание мужчин. Неудобство этой чести для меня заключается в том, что большинство интересующихся мною мужчин хотело бы получить от меня любовь, а не дружбу или общение. Причем все знают, что мое сердце не свободно – и все равно не прекращают своих попыток.
– Как интересно! – выдохнул Константин. – То есть словами этим людям невозможно объяснить, что надежды в этом случае излишни? Но они же не сумасшедшие?
– Нет, это весьма почтенные граждане, –  сказала Ольга.
– Но что же их толкает к таким действиям? – спросил я.
– Иногда мне кажется, что это просто тщеславие. Мой муж – хорошо известный в мире человек, наверное, им хочется встать в ряд славных мужей, которые мною обладали.
– Но ведь ты и сама – далеко не рядовой человек! – воскликнул я. – Может быть, им лестно, чтобы о них шептались в свете: «А вы знаете, господин Н. – любовник госпожи такой-то!». «Что Вы говорите! А я и не знал!»
– Вот вам и роковая женщина наших дней собственной персоной, –  заключил Константин, кивая на Ольгу.
– В слове «роковая» корень – «рок», — сказал я. – Как вы думаете, для кого этот рок болезненнее – для самой женщины или же для обступивших ее со всех сторон мужчин?
– Для мухами облепивших ее мужчин, – сострил Константин.
– Не знаю, как им, а мне точно не до смеха,–  сказала Ольга. – Поэтому после изъявления подобных чувств часто принуждена бываю прекращать с этими людьми всякое общение. Самое удивительное, что подобное иногда происходит после нескольких лет знакомства и теплых, дружеских отношений! Как будто бес вселяется в человека! Но теперь, слава Богу, это уже не Вертеры. Это – собственники. А собственники стреляться из-за дамы не станут. Они займутся поисками другой, столь же яркой, но более податливой женщины.
– На мой взгляд, изменилась сама природа роковой женщины, –  сказал я. – Стало очень много совершенно свободных, не ограниченных никакими узами женщин, в любой момент готовых принять ухаживания мужчин. Но не всем мужчинам такие женщины интересны. Новая роковая женщина хороша не только телом. Она должна была стать интегральной личностью. То есть одной привлекательности уже недостаточно, чтобы мужчины бегали за тобой косяками. Стали появляться более совершенные женщины, которые одинаково хороши на всех уровнях восприятия и потому малоуязвимы для критики. Более того, стали появляться женщины, «творящие» мужчин в такой же степени, в какой мы, мужчины, творим женщину.
– А я, –  вмешалась в мой монолог Ольга,–  готова доказать, что некоторые женщины теперь не уступают мужчинам и по творческому потенциалу. Они – поэты, они – художники, они рассматривают свою текущую жизнь как один из видов искусства!
– Вот-вот! – подхватил я. – А если такая женщина наделена еще и природным магнетизмом, о котором мы уже говорили, если она еще и немножко «ведьмочка», то это и привлекает к ней неиссякаемые взоры сильной половины человечества!
– Если мы свободны, нам приходится выбирать из такого огромного количества мужчин, что невольно мне на память приходит притча о буридановом осле, который не мог выбрать между двумя стогами сена,– сказала Ольга. – Планка поднята на такую высоту, что часто то, что данный мужчина ей не соответствует, выясняется уже в процессе близкого общения. Отсюда – частые разводы, постепенный переход к жизни в гражданском браке и, в конце концов – просто боязнь близких отношений – как постоянных носителей разочарования.
– Я был женат на женщине, которую, можно сказать, вырастил, выпестовал, сделал художницей, философом, –  признался Сергей, –  а потом она неожиданно меня бросила, мотивируя это тем, что переросла меня как творческая личность, и что ей надо расти дальше. Я же никак не ожидал от нее подобного подвоха: ее любовь ко мне казалась такой неисчерпаемой, жить с ней было так интересно, что в какой-то момент я подумал: вот женщина, с которой я готов провести всю свою жизнь! Но произошла странная и страшная метаморфоза: узнав мои недостатки (или то, что показалось ей недостатками), эта женщина перестала видеть и мои достоинства, которыми она прежде так восхищалась! Можно сказать, она опустила меня в своем воображении так низко, что я не узнал себя самого!
– Любовь человеческая – вообще область сплошных преувеличений и преуменьшений, – выпалил Константин. – Мы сперва выдумываем человека, наделяем его всяческими достоинствами и категорически отказываемся видеть в нем то, что затмевало бы нашу ошеломляющую радость общения. Но потом происходит насыщение, более пристальное узнавание – и начинается неумолимый обратный процесс. И чем на большую высоту мы взлетаем в глазах любимого человека, тем больнее потом падаем.
– Но так происходит со всеми! – не удержался я. – При чем же здесь роковые женщины?
– С роковыми женщинами процесс полураспада чувств происходит гораздо быстрее, — сказал Сергей. – Вчера еще ты был боготворим, а сегодня ты – отработанный материал, и твое место – на свалке истории. У роковых женщин темп жизни быстрее. Они проживают слишком много жизней!
– А разве это плохо? – вмешалась Ольга. – Проживать несколько жизней? Мы же проживаем их не одновременно! Хотя однажды я любила в одно и то же время двух разных мужчин, причем очень сильно. Но так сложилась жизнь, это – скорее исключение. Обычно мы снова обретаем способность любить только тогда, когда сердце уже опустело.
– Благородно! – сказал Константин. – Но в роковой женщине нам интересны не ее собственные чувства, а неразделенные чувства влюбленных мужчин.
– Лично мне интересно все! Со всех сторон! – мягко возразил я. – Мужчины страдают, но женщина при этом невиновна. Даже если у нее такая репутация, как у Настасьи Филипповны. Она не в состоянии удовлетворить всех одновременно.
– Нам всем нравятся яркие люди, независимо от их пола. Личности. Яркие люди хорошо расцвечивают серые будни. И все хотят быть к ним поближе, для того, чтобы отблеск их свечения пал и на тебя, – продолжил Константин. – Но где та черта, за которой здоровое влечение к необычному становится неуправляемой страстью?
– На самом деле, –  заметила Ольга,–  мне кажется, что люди западают не столько на красоту противоположного пола, сколько на тайну конкретного человека. Даже если эту тайну выдумал сам влюбленный. Чем больше «совершенств» у женщины, тем настойчивее атакуют ее мужчины. Все без исключения, кроме тех, кого это пугает. А испугать совершенство женщины может только тех, кто боится оказаться ей неравным.
– А что, действительно существуют настолько совершенные женщины? – не без иронии поинтересовался Сергей.
– Друг мой, все в этом мире относительно, – продолжила Ольга. – Но, согласитесь, если обаятельная женщина владеет несколькими языками, водит машину, да к тому же умеет занимательно разговаривать на разные темы, она получит больше мужского внимания, чем просто красивая и приятная во всех отношениях дама. Я хочу сказать, что роковая женщина должна быть своего рода уникумом, эксклюзивом.
Мы бы еще долго беседовали на эту неисчерпаемую тему, но дальше всем надо было ехать в разные стороны. Ольга жила сравнительно недалеко от театра. Ей даже не нужно было садиться на метро. Я спросил позволения проводить ее до дома. Мое желание не осталось незамеченным, и вскоре я с улыбкой обнаружил, что вся компания уже подходила к высотному дому, где проживала Ольга.
Ольга жила одна. Мы еще немножко потоптались у ее подъезда.
– А знаете что, ребята! Я всех вас приглашаю к себе домой. У меня есть замечательная можжевеловая настойка. Сама готовила! Выпьем за настоящую дружбу между мужчиной и женщиной! Думаю, это станет достойным завершением сегодняшнего вечера. Только, пожалуйста, не обращайте внимания на беспорядок в квартире. Я никого не ждала.
Мы выпили почти три литра настойки. Наступил сон. Мне снилось, что я обладаю Ольгой.
Уже рассвело, когда все проснулись. Сергей как-то странно на меня посмотрел.
– Как хорошо проснуться утром всей компанией! – выпалила Ольга. – А то я переживала бы всю ночь, как вы доехали.