Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Виктор ПАХОМОВ


ЗАЧЕМ ОБИЖАЕТЕ УЧИТЕЛЯ?



Фото: ИТАР-ТАСС

Почему одни "в шоколаде", а другие и на хлеб с маслом еле-еле наскребают


Мне неоднократно приходилось читать в центральной прессе реляции о том, каких прекрасных результатов добиваются столичные учителя, применяющие самые передовые информационные технологии и получающие среднюю зарплату около 75 тысяч рублей. Конечно, я искренне рад за своих московских коллег, однако одна мысль не даёт покоя: неужели они работают эффективнее провинциалов в 4–5 раз? Замечу, что уровень оснащённости нынешних школ по всей стране довольно высок: даже в деревенских учебных заведениях имеются и компьютеры, и множительная техника, и интерактивные доски. Есть, конечно, исключения, однако они общей картины не портят: за "сытые" нулевые годы материальная база школ существенно улучшилась.
Другое дело, что всё это техническое изобилие применяется не столько в учебных целях, сколько для производства массы нужных, не совсем нужных и совсем ненужных документов. Сама работа учителя оценивается прежде всего в соответствии с подготовленными им отчётами, а также по результатам ГИА, ЕГЭ и олимпиад различного уровня, хотя до сих пор ведутся споры о целесообразности введения "аббревиатурных экзаменов", да и с олимпиадами, увы, не всё прозрачно и чисто. Получается, что лучший учитель – это не подвижник, видящий своё предназначение в непосредственной работе с детьми, а документопроизводитель, заточенный на личный успех и в совершенстве освоивший методы его достижения.
Даже система начисления учительской зарплаты, кстати, чрезвычайно запутанная, требующая кропотливого труда целого легиона бухгалтеров, учитывает в основном, так сказать, внешние показатели работы педагога, выражающиеся в процентах и баллах. В этом отношении она сродни нашим пенсионным начислениям, рассчитать которые может лишь специалист. Таким образом, получается, что главная цель учителя – вовсе не формирование творческой личности, обладающей высокими нравственными качествами и подготовленной к современной жизни, а самое тривиальное зарабатывание денег. Для этого, между прочим, и придумана весьма изысканная система так называемых платных услуг. Сторонники либеральной системы среднего образования могут торжествовать: они окончательно добили советскую школу, которая была построена на принципе полного государственного обеспечения.
Я это констатирую как уже свершившийся факт и отчасти объективный процесс, поскольку старая учительская гвардия уходит, а ей на смену приходят люди совершено иной социально-психологической ориентированности. Меня поражает одно: при хорошем владении информационными технологиями и умении подготовить, например, классную презентацию многие мои молодые коллеги порой демонстрируют невежество в вопросах общей культуры, зато готовы с предельным ожесточением биться за место под солнцем. Солнцем в данном случае является непосредственное начальство.
В завершение вернусь к тому, с чего начинал, то есть к зарплате. В школе я работаю более 30 лет и нахожусь в предпенсионном возрасте. Самую высокую зарплату я получал при Черненко, будучи совсем ещё молодым специалистом. В 90-е годы приходилось элементарно выживать, едва сводя концы с концами. Финансовое положение существенно улучшилось в нулевые годы, сейчас же оно стремительно катится под гору, поскольку я принципиальный противник платных услуг и не занимаюсь никакими "педагогическими приработками".
Впору вспомнить Акакия Акакиевича Башмачкина, который всё-таки справил себе шинель. Мне, увы, так и не удалось купить новую квартиру (это абсолютно несбыточная мечта!), и даже приобретение костюма всегда находилось за рамками финансовых возможностей. Моя жена тоже учитель. Так вот, за 70 лет совместной работы в школе (по 35 лет каждый) мы едва смогли осилить ремонт квартиры, которая досталась мне от отца. Правда, ремонтировали мы её больше времени, чем ахейцы осаждали Трою.
Поэтому, как незабвенный Башмачкин, я тоже могу задать вопрос, адресованный в данном случае к властям предержащим: "Зачем вы меня обижаете?" Обижать учителя – нехорошо. Впрочем, вполне может быть, что финансового благополучия я не достиг только потому, что всегда считал обязательным не менее четверти своей зарплаты расходовать на благотворительные цели. Более 20 лет я веду городской семинар "Юная литература Новороссийска", являясь его организатором и спонсором. Поэтому вместо новой шинели, то бишь костюма, есть у меня куда более приятное нравственное утешение – целая библиотека книг питомцев этого семинара.




Услужливое образование


Задумывалась новая система оплаты труда с благими намерениями. Чем лучше школа, чем больше родителей стремятся отправить туда своих детей, тем больше получает учитель. То есть деньги следуют за учеником. Но благие намерения в рай, как и следовало ожидать, не привели. Одни школы стали огромными плохо управляемыми монстрами, другие окончательно впали в депрессию. А великолепный учитель, живущий в деревне, пусть он и самых бездарных учеников выводит в хорошисты, всё равно будет получать копейки.

Да и в Москве, на которую обижена провинция, не всё благополучно. И здесь зарплата зависит не только от наполнения классов, таланта педагога и результатов ЕГЭ, но и от массы других составляющих. И в столице учителя не понимают, почему вознаграждение за труд в соседних учебных заведениях различается порой в разы. В общеобразовательной школе № 1400, например, в прошлом году к зарплате в 73 тысячи рублей нескольким сотрудникам добавили премии на сумму в 960, 940 и 315 тысяч рублей. Правда, среди высокооплачиваемых только двое учителей, остальные трудятся в бухгалтерии и отделе кадров.

Может быть, бухгалтеры и кадровики в свободное от основной работы время зубрят правила с безнадёжными двоечниками? Нет, как объяснила директор школы Светлана Бабашина, в этом учебном заведении "проводятся мероприятия межрайонного совета директоров школ, и часть оставшихся средств каждый квартал распределяется между теми, кто помогает организовывать совет".

Что ж, образование у нас теперь оказывает услуги, и ничего противозаконного (а действиями руководства школы после жалобы учителей занялись правоохранительные органы) здесь нет. Услуги по сдаче своих актовых залов в аренду для проведения всяческих мероприятий оказывают многие. И нечего учителям-нищебродам завидовать – ёрничают в социальных сетях, срочно увольняйтесь и устраивайтесь в школу № 1400. Там ещё, рассказала директор, и ежеквартальные премии по 150 тысяч есть. Не можете бросить своих учеников? Что ж, это ваш выбор.

Выбор, конечно, есть всегда. Есть он и у государства. Можно оставить всё как есть, а можно создать такую систему, при которой зарплата будет зависеть не столько от расторопности директоров, сколько от результатов учеников. И ещё. У нас огромная страна. Зачем же создавать такие условия, при которых все будут стремиться покинуть свои городки и посёлки и перебраться в мегаполисы?