Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Поэзия



Максим Замшев



Максим Замшев родился в 1972 году в Москве. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных и Литературный институт имени А. М. Горького. С 2000 года работает в Московской городской организации Союза писателей России. В настоящее время занимает должностьзаместителя председателя правления. С 2004 года —
главный редактор журнала "Российский колокол". С 2007 по 2010 год — руководитель проекта "Конгресс писателей русского зарубежья". Заместитель главного редактора "Литературной газеты". Автор десяти поэтических книг и четырех книг прозы. Имеет более 1000 публикаций в разных жанрах в России и за рубежом. Лауреат международной премии "Никола Вапцаров", лауреат премии имени Дмитрия Кедрина, Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства. В 2008 году указом Президента РФ Максим Замшев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Заслуженный работник культуры Чеченской Республики. Имеет правительственные награды.


Знак избранного сиротства


Поэзия — это тонкий запах винограда по утрам, это кружево жизней, без конца переплетающихся, это звон любви, который оглушает так, что потом слышишь все то, что недоступно другим. Поэзия для России — это фирменный знак избранного сиротства, в котором принадлежность к высшему преодолевает все низкое. Без нашей поэзии — мы не нация, а сброд. Не было бы поэзии — не было бы никаких открытий ни в науке, ни в космосе, ни в чем другом.
Поэзия — это пища души, без нее душа хиреет и не способна взлететь на небо.

Максим Замшев


* * *


Бессонница. Гомер. И ничего не надо.
Но снится Мандельштам у жизни на краю.
Как хочется его мне вытащить из ада.
Но невозможно... Он и так уже в раю.
А где тогда Гомер? Вопрос, конечно, спорный,
Ведь рай тогда еще не выполз из легенд.
Ну так и что с того? Долой характер вздорный!
Бессонница. Гомер. И скорый хеппи-энд.
Листва грозит упасть. В окне застыло что-то,
Похожее на ночь, лишившуюся сил.
Что корабли считать, когда им нету счета?
Как нету счета тем, кого недолюбил.
Проси портного сшить такой пиджак, что роста
Хватило для всего. И даже для небес.
Бессонница. Гомер. О как же это просто!
Есть золото строки, которой нет цены.


* * *


Так много писали о Крыме,
Что если бы строчки гуляли,
Они бы заполнили все от Джанкоя до Ялты.
Почтовая стонет открытка,
Влюбленная в маленький ялик,
Пора уж исполнить последнее долгое сальто…
Ведь цирк навсегда уезжает,
И море глотает веревки,
Которыми что-то к чему-то крепилось недавно.
Трепещет вечерняя жалость,
А сердцу не хватит сноровки
Смириться с глухими ударами Божьего дара.
Так много ходили по Крыму
Серьезные люди, что ночью
Их тени ползут через тернии к звездам холодным,
И падают утром на крышу
Одежды бесцветные клочья.
А ялик столкнулся с огромной подводною лодкой.
И стал вместе с нее одной засекреченной сводкой…


* * *


Лучшие дни начинались с разлуки,
С простыни грязной, с ужасной попойки,
Лучшие дни начинались от скуки,
С этой скрипучей продавленной койки.
Горн пионерский звучит одиноко,
Как же ему надоела побудка!
Смерть за предательство, око за око,
Лучшие дни начинались так жутко.
К новой зиме подготовлены лыжи,
Где-то намечено снежное действо,
Я о тебе и не думал, ты слышишь?
Я о тебе не мечтал, не надейся.
Я загляделся в шампанские брызги,
Вместе с нолем утащил единицу,
Я погружался в опасные риски,
Ты захотела со мной погрузиться.
Дайвинг — занятье не для слабонервных,
Лучшие дни начинались для сильных.
Был для тебя я первейшим из первых,
Был для тебя самым стильным из стильных!
Только забыли мы выплыть, подруга,
Вроде замешкались самую малость.
Так безнадежно любили друг друга…
Даже кругов на воде не осталось…


* * *


Из окон поезда в метро
Прощальных слов не прочитаешь,
А ты спешишь в бутик "Этро",
Ты этот бренд предпочитаешь.
А я катаюсь по "кольцу",
Меня пинают, проклинают,
Не увидать лицом к лицу
Лица, и ты об этом знаешь.
Рифмуй, глагол, меня с другим,
Тебя ни с чем уж не срифмую.
Я завязал себя тугим
Узлом — и так перезимую.
Зачем цветок искать в пыльце?
Достаточно переиначить.
Конечных станций на "кольце"
Не догадались обозначить.
Я вижу в этом тайный смысл.
Вдохни прозрачность узнаваний,
Пока подлунный мир не смыл
Поток моих воспоминаний.


* * *


Ты в метро спускаешься,
А на этой станции
Авели и каины
Раздают квитанции.

В них одни отметины
На века поставлены.
Только не заметишь ты
Каинов и авелей.

В темноте с прорехами
Поезд тонет с грохотом.
Ты уже уехала,
Мир остался крохотным.

Авели и каины
Молча руки спрятали.
Едут на окраины
Злые, неопрятные.

Ведь работы много им
Ангелы доверили.
Вот и кормят ноги их,
Жаль, часы не сверили.

Я стою на станции,
Словно обесточенный.
А моя квитанция
Вечность как просрочена.


* * *


Максимум, что меня ждет, —
Встреча случайная.
Войско уходит в поход,
Жизнь не кончается.
Плещется море у стен
Города ложного.
Жизнь не кончается тем,
Чем ей положено.
Можно и эдак и так —
Имя плюс отчество.
Жизнь не кончается так,
Как нам захочется.
Прошлого виден оскал
У настоящего.
Максимум, что я желал, —
Хвост, как у ящера.
Бритоголовые пни
Выглядят жалобно.
Тянутся скудные дни,
Жизнь продолжается.


* * *


Кончилась ярмарка, кончилась.
И не понять, отчего,
Вымерзли пальчики тонкие…
Скоро уже Рождество.

Руку ловлю, но согреть ее
Не достает мне тепла.
Дня не отпущено третьего,
Нам, только жизнь что прошла.

Пост. Пахнет снегом и пряником,
Ржавым молчанием крыш.
Ярмарка кончилась раненько,
Тетки считают барыш.

Небо привычно, безжалостно,
Не замечает огня.
Не обижайся, пожалуйста,
Встреча, длиною в два дня, —
Это подарок, и помнится
Будет, пока голова
В крике последним не дернется,
Не пережив Рождества.


* * *


Тихая музыка ночи могла бы меня
За руку взять, довести до волшебного леса.
Я не могу больше слушать, как злая грызня
Бешеных псов разрушает ночную завесу.
Я не могу больше ждать, что забрезжит рассвет,
Я не надеюсь, что будет тебе интересно,
Где я нашел эту музыку. Да или нет?
Нет или да? В уравнении все неизвестно.
Мысль пробирается вверх по стволу. В небесах
Нет ни ответов, ни звезд, лишь засохшие взгляды.
Тихая музыка ночи сильнее, чем страх.
Противоядье бывает опаснее яда.
Сбросить бессилье и солнечный луч проглотить
Словно факир бутафорскую старую шпагу.
Тихая музыка ночи… Придется платить
За музыкантов, которым не хватит отваги.
Тихая музыка ночи, зачем я тебе?
Как мне укрыться от черных твоих незабудок?
Я не могу больше ждать. Я не верю судьбе.
Я не хочу умереть, если утра не будет.