Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Людмила КАРПУШКИНА


"В НЕНАРУШИМОЙ ТИШИНЕ"



Многие помнят комическую сцену из фильма Т. Лиозновой "Карнавал", где юная героиня ошеломляет приёмную комиссию театрального вуза экспрессивным чтением одного из лучших произведений Алексея Апухтина "Сумасшедший". С ходу его стихи никто не узнаёт, и обращённые к просвещённой аудитории строки "Садитесь, я вам рад…" в смущении принимают за дерзость.
Такова судьба Апухтина: вроде бы известный по словам Блока о "цыганских, апухтинских" годах русской поэзии, по знаменитым романсам П. Чайковского – и всё же остающийся неузнанным уже не одним поколением читателей.
Родился Алексей Николаевич Апухтин в 1840 году в городе Болхове Орловской губернии. Детство своё любил, как воспоминание о рае: мать поэта Марья Андреевна, женщина высокой образованности, предчувствовала в сыне необычайный талант и окружила его в семье всеобщим поклонением. Со временем "избалованность" переросла в незаменимое духовное родство с матерью. По словам биографа Апухтина Модеста Чайковского, "все сердечные увлечения его жизни после кончины Марьи Андреевны были только обломками этого храма сыновней любви".
Учёба в Училище правоведения подружила Апухтина с Чайковским, который, по словам поэта, "с бою славу взял". Недюжинный талант самого Апухтина ценили и И.С. Тургенев, и А.А. Фет. Сам же он всю жизнь считал себя "непризнанным поэтом", предрекая оставить по себе лишь "память праздного кутилы", и это несмотря на чрезвычайную популярность многих своих произведений.
Вполне закономерно, что мириться с казённой службой поэтическая натура Апухтина смогла только несколько лет, мириться с законами издательского "вшивого рынка" (как говаривал Пушкин) – столько же.
Для Апухтина невозможность напечатать свои произведения типографским станком навсегда останется остро переживаемой проблемой пушкинского "Разговора книгопродавца с поэтом". Со временем он придёт к практике записи стихов в "особой книжечке", из которой разрешит переписывать тексты товарищам и поклонникам своего таланта. Несколько преданных друзей сохранят наследие Апухтина для будущих поколений, а при жизни поэт подарит публике лишь один сборник из 85 стихотворений.
Со многими укоренившимися клише о творчестве Апухтина можно поспорить. Например, что Апухтин – поэт, вяло реагировавший на современность. Но первая публикация Апухтина – стихотворение "Эпаминонд" – посвящена памяти вице-адмирала В.А. Корнилова. Чуть позже эта строго задрапированная в античную тогу тема преобразуется поэтом в "Солдатскую песнь о Севастополе", которая скорбной интонацией напоминает древнерусские памятники словесности, создавая монументальный образ подвига русского солдата:

Я спою вам о том, как от южных полей
Поднималося облако пыли,
Как сходили враги без числа с кораблей
И пришли к нам, и нас победили.

Несостоятельно и представление об Апухтине как писателе, находившемся вне литературного процесса. Вне литературной шумихи – да. Но возможно ли быть вне современного литературного процесса, отражая все его магистральные направления? Вот пример "некрасовского" взгляда в лирике Апухтина:

По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая,
Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
Всё бежит куда-то шагом торопливым,
И чудес так мало встретишь той дорогой,
Но мне мил и близок вид её убогой.

Многие стихотворения Апухтина реализуют актуальную тенденцию освоения лирикой повествовательных сюжетов. Так, стихотворение "С курьерским поездом" представляет нам с психологической достоверностью историю двух потерявших когда-то друг друга влюблённых, которые вдруг обретают надежду на счастье. Предвкушая встречу, мечтая о ней, они счастливы. А встретившись – смущены… Лирика Апухтина оказывается сродни темам Л. Толстого и интонациям А. Чехова.
Оригинальные сюжеты представлены в поэтических рассказах Апухтина "Памяти Нептуна", "Старая цыганка", "В убогом рубище, недвижна и мертва", "Перед операцией". В стихотворном повествовании "Из бумаг прокурора" как будто сквозит проблематикой сегодняшней колонки новостей:

Вот застрелился гимназист,
Не выдержав экзамена… Он, право,
Не меньше виноват. С платформы под вагон
Прыгнул седой банкир, сыгравший неудачно;
Повесился бедняк, затем, что жил невзрачно,
Что жизни благами не пользовался он…

Нередко в произведениях Апухтина мы встречаем виртуозное изображение трудно определяемых состояний сознания, анализ которых становится содержанием лирического текста:

Казалось, что не я – другие ждут
Другого поезда на станции убогой.

Или:

Целую ночь я в постели метался,
Ветер осенний, сердитый
Выл надо мной;
Словно при мне чей-то сон продолжался…

Но до сих пор существует представление об образности стихотворений Апухтина как не сулящей встречи со свежим эпитетом или оригинально развёрнутой метафорой. Действительно, тенденция использования некоторых шаблонов присутствует в поэтике Апухтина, как, впрочем, вообще в лирике второй половины XIX века, синтезирующей "золото" пушкинской поры и явление "неистового романтизма". Но артистический талант Апухтина достигает необычайных высот в этом выведении формулы формул. Его "дистиллированная" лексика даёт поразительный эффект поэтического обобщения:

Все струны порвались, но звук ещё дрожит,
И жертвенник погас, но дым ещё струится.

Часто в поэтическом мире Апухтина знакомая тема воплощается не только лексически своеобразно, но и с неподражаемым интонационным рисунком, напоминающим смену музыкального темпа:

Валится книга из рук, разговор упадает, бледнея…
Эх, кабы вечер придвинулся! Эх, кабы ночь поскорее!

Завораживающее колдовство романсной интонации (вызывающее в памяти магию "Последнего вздоха" Я. Полонского) звучит в стихотворении Апухтина "Памяти прошлого":

Не стучись ко мне в ночь бессонную,
Не буди любовь схоронённую,
Мне твой образ чужд и язык твой нем,
Я в гробу лежу, я затих совсем.

Алексей Апухтин – поэт "классический": одарённый необычайными свойствами памяти, он без преувеличения знал Пушкина наизусть и был апологетом пушкинской лирики. Думается, что одним из самых страшных, надрывных эпизодов в биографии Апухтина стало… открытие памятника Пушкину. Не само это знаменательное событие, конечно, а то, что Апухтин, который с воодушевлением помогал собирать средства на монумент своему кумиру, оказался в этот день в горьком и гордом одиночестве и в "приливе кромешной тоски" сам себе декламировал стихи Пушкина. Его забыли пригласить…
Нежелание активно участвовать в литературных баталиях и усугублявшаяся болезненность со временем делают жизнь Апухтина всё более уединённой. Он путешествует, но без азарта человека, влюб­лённого в чужое небо.
У него хватает мужества с улыбкой слушать навязчивый монолог своей новой подруги – старости:

Тебя в ненастные, сомнительные дни
Я шарфом обвяжу, подам тебе калоши…
А зубы, волосы… На что тебе они?
Тебя избавлю я от этой лишней ноши.

В 80-е годы Апухтин обращается к прозе, художественное качество которой, по справедливому суждению М. Отрадина, "не нуждается в нашей читательской сни­сходительности". "Архив графини Д**", фантастический рассказ "Между смертью и жизнью" свидетельствуют о мастерстве Апухтина-прозаика.
Снисходительно относясь к "цыганщине" ("Искусства также там, хоть тресни, / Ты не найдёшь – напрасный труд: / Там исказят мотивы песни / И стих поэта переврут", – жалуется он И.А. Гончарову) и оправдывая её силой страсти "детского обмана", он всю жизнь, по свидетельству М. Чайковского, испытывал "отвращение к оперетке".
Поэзия Апухтина живёт болью и страхом за человека и за судьбу искусства. А мы по-прежнему рассуждаем про "бессилие" и "расщеп души" человека конца XIX столетия.