Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ "СИБИРСКИХ ОГНЕЙ"



Светлана БЕЛЯЕВА



СИБИРСКАЯ СТАРИНА

В ГРАФИКЕ ВЛАДИМИРА КОЛЕСНИКОВА


Новосибирск имеет право гордиться
Владимиром Колесниковым. Он действительно
талантливый и яркий художник,
художник высокого мастерства, и я счастлив,
что мы работаем в одном городе.
Академик А. П. Окладников

Пять лет назад, 30 сентября 2010 г., не стало известного новосибирского гра¬фика и иллюстратора Владимира Кли¬ментьевича Колесникова. Памятная дата побуждает еще раз вспомнить этого мастера, посвятившего свое творчество художественному воссозданию историче¬ского прошлого Сибири.
В. К. Колесников родился 27 июня 1937 г. в Воронеже. В 1963 г. окон¬чил архитектурный факультет Ново¬сибирского инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева, где его руководителем был выдающийся архитектор и педагог В. С. Масленни¬ков. C 1963 г. Владимир Климентьевич участвовал в многочисленных областных, региональных, республиканских, все¬союзных, международных выставках; в 1967 г. стал членом Союза художников.
Значительную часть своей жизни, с 1954 г., художник провел в Новоси¬бирске, работал и как архитектор, и как дизайнер. Но главной в его творческой судьбе стала книжная и станковая гра¬фика. Первая оформленная им книга — "Капитан Фракасс" Теофиля Готье — увидела свет в 1957 г. Всего Владимир
Климентьевич проиллюстрировал более двух сотен книг для Западно-Сибирско¬го, Куйбышевского и других издательств. Не единожды он становился дипломан¬том всероссийских и всесоюзных книж¬ных выставок-конкурсов. И эта высокая оценка его профессионального мастерства неудивительна, ведь оформление каждой книги было для Колесникова серьезной работой, "вживанием" в литературный материал, благодаря чему художник из пассивного иллюстратора чужих мыслей превращается в полноправного соавтора писателя.
Тема сибирской старины занимала особое место в творчестве В. К. Колесни¬кова. Сотни станковых листов и книжных иллюстраций оказались результатом дол-голетнего увлечения Владимира Климен-тьевича далеким прошлым Сибири, его многочисленных поездок по старинным городам, тщательного изучения библио-течных и архивных фондов.
В коллекции Новосибирского худо-жественного музея хранится ряд значи-тельных работ художника, связанных с книгой Леонида Мартынова "Повесть о Тобольском воеводстве". Изящны, кра¬
сиво закомпонованы гравюры из серии "Ястребиная охота", гармонично соеди-няющие в себе рисунок и текст. А груп¬па листов с изображениями старинных сибирских острогов — Томска, Сургута, Мангазеи, Нарыма, Тобольска, Тюме¬ни — открывает давние страницы исто¬рии освоения Сибири.
Процесс присоединения огромного сибирского края к Русскому государству был длительным и сложным. Уже в кон¬це XVI в. освоение новых земель сопро¬вождалось строительством острогов — основных оборонительных и опорных пунктов на пути казачьих дружин. Ха¬рактерными особенностями крепостного зодчества в Сибири, связанными с соци-ально-экономическими и климатически¬ми условиями, были лаконичность общего решения и подчеркнутая строгость со-оружений, выразительность их силуэ¬тов и малая декоративность. Эти черты острожного строительства впоследствии нашли отражение и в сибирской деревян¬ной архитектуре.
В. К. Колесников в своих произве¬дениях умело восстанавливает облик утраченных острогов, дает возможность представить, какими они были несколько веков назад. Суровость и лаконичность их внешнего вида, само их предназначе¬ние диктуют и особенности изображе¬ния — сдержанность и благородство цвета, простоту рисунка, — выразитель¬но передающие атмосферу далеких лет. В то же время художник прибегает к сти¬лизации, продиктованной спецификой книжной иллюстрации. Все это, а также продуманное гармоничное сочетание изо¬бражений, гербов и шрифтовых надписей способствует тому, что из простого зри-тельного сопровождения текста рисунки превращаются в равноценную составную часть исторического повествования.
В собрании Новосибирского художе-ственного музея помимо книжной графи¬ки В. К. Колесникова хранятся его стан¬ковые листы, также посвященные теме острожного зодчества и принадлежащие к авторским сериям "Сибирь старинная" и "Сибирские остроги".
Произведения из серии "Сибирь старинная" отличаются единством стиля и в то же время позволяют увидеть, как точно выбирает художник выразитель¬ные средства и приемы, наиболее подхо¬дящие для каждого изображения. Осо¬бое внимание привлекают здесь листы "Томск" и "Нарым", отмеченные яркой красочностью, сказочностью созданных образов.
Работы из серии "Сибирские остро¬ги" очень разнообразны, каждая по- своему интересна и неповторима: ис¬полненный в строгой коричневой гамме "Кузнецкий град", лаконичный "Сибир¬ский город Нарым", изысканный молоч¬но-черный с серебристыми проблесками "Енисейск град", сдержанный зеленова¬то-темный "Епанчин град". В ажурном, с четко читающимися силуэтами, "Куз¬нецком караульном граде" в очередной раз применено совмещение разных точек зрения — прием, неоднократно встре¬чающийся в графике Колесникова. А в монотипии "Острог" в единое целое со-единились постройки, показанные сверху, снизу, сбоку, изображенные в прямой и обратной перспективах.
Работы В. К. Колесникова, храня¬щие обаяние старины, определяют цен¬ность и своеобразие его творческого на¬следия и остаются неотъемлемой частью сибирской художественной культуры.