Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Сталь прицела, дрожь руки


П рославленный театральный режиссер Андрей Житинкин опубликовал в журнале "Дружба народов" свой роман. Объем — тридцать страниц. Название — "Житинский". Читается как прямая исповедь. Именно поэтому я помещаю отклик в "Заметках", вообще-то посвященных театру. Здесь — театр от лица режиссера, понимающего, что от сделанного режиссером — "не остается ни-че-го". "Чехов обмолвился, что актер — это не профессия, это диагноз. А режиссер? — спрашивает Житинский. И отвечает: — По-моему, приговор. Или харакири в рапиде". Актеров хоть помнят — их приколы, прибамбасы, розыгрыши и анекдоты.
Из сценической муры автор вытаскивает реальные человеческие отношения. Эротический экстаз. Садизм от любви. Виртуозный стёб. Вникнешь — и поймешь: "страшнее человека ничего нет". Или так: "в жизни нет ничего страшнее самой жизни". Нынешняя мочиловка — это еще не настоящее безумие, до него еще надо дожить. А в прошлом — оно самое: залп "Авроры" — эрекция, штурм Зимнего — оргазм и т. д.
Отношение к этой реальности — изобличение. Клеймение. Или, как по-научному формулирует Житинкин-Житинский, стигматизация духа. Изобличает он — со стальной решимостью. Но я, читая, чувствую, что иногда загадочным образом рука его дрожит. А может, он сам подсказывает мне это ощущение, вспоминая малоизвестную подробность расстрела царской семьи в 1918 году.
"Когда выносили трупы на носилках из шинелей, чтобы побросать в машину, одна из княжон приподнялась, закрыла лицо и заплакала. Добивали ее штыками в дрожащих руках…"
В дрожащих… Штрих, от которого мое сердце застывает в отчаянии.