Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Лео Бутнару, «Контрасты как необходимость»
М.: «Вест-Консалтинг», 2015

Контрасты для Лео Бутнару, действительно, необходимость, так как без них не было бы его поэзии. Стихи поэта всегда удивляют непредсказуемостью, неожиданными умозаключениями. Но кто он больше — поэт или философ, задающий постоянно вопросы?
«Что представляют собой / закрытые ворота? / Самый обычный натюрморт, господа…»
«Когда человек исчезает из мира сего, — / это имеет отношение к порядку или беспорядку?»
Как опровержение или подтверждение мысли, рожденной где-то в подсознании от взгляда на любой предмет или явление, или взгляда в себя самого, как в мир идей и фантазий, Бутнару может начать стихотворение с отрицательной или утвердительной частицы.
«да / непрерывно дыша / душа отделяется от тела / но / конечно / вечно дыша / душа не отделяется от дела / там в совершенно секретном от- / деле бессмертия…»
По сути, его поэзия религиозна. Но грустно-унылый титул «религиозно-философская поэзия» мало подходит к творчеству Бутнару, где, кроме метафорического нестандартного мышления, так очевидны тонкая ирония, некая игривость в аспекте философского познания мира, несерьезность в серьезности, умело вплетающиеся в лирическую схему: «Из любой перспективы возраста / и философии, / поэту свойственно / пристрастие к игре…».  Это и является контрастом и парадоксом поэтики Бутнару.
Парадоксы существуют на грани фола. В начале мысли невозможно предугадать, какой будет вывод. Вот дерево у какого-нибудь поэта. На нем распускаются листья,  потом плоды. Уже понятно, что в конце процесса это будут яблоки или груши, в крайнем случае — сливы.  Дерево Бутнару — причудливый автопортрет:

В позднюю осень,
на ветке,
одинокий,
красно-кровавый
лист клена, — как
ухо Ван-Гога

(«Автопортрет клена»)

Или вдруг возникнет одностишие: «Дождь над озером — вода пьет воду».
И, кажется, так просто все и ясно, и что не может быть по-другому. Но это простота из серии «гениальное — просто».
Все вращается вокруг определенных констант, не расставленных по порядку, а постоянно перемежающихся: пространство и время, тело, душа, начало, конец, конец как начало, небо, земля, Вселенная и Бог, и, наконец, поэзия.
Отношения с поэзией у Лео Бутнару — это отношения с самой жизнью. Как жизнь начинается непонятно где, не имеет ни начала, ни конца, так и поэзия по неписанному закону стихотворений  «начинается в середине бесконечности», из «сердцевины между двух крыл существования»,  сама же поэзия — облюбованная возможность «скрыть свой страх перед миром».
Иногда она, и правда, может выступить в роли психотерапевта («Как я сумел все-таки позабыть тебя?.. / Наверно, / на том месте памяти, где обычно (про)являлась ты, / твое имя, / днем за днем прошла поэзия, поэзия…») или найти в тайне существования бесполезной, но прекрасной бабочки, живущей неделю, просто приветствие своей маленькой жизнью Господа Бога.

…А когда столь хрупкая бабочка явилась перед Богом,
Всевышний спросил ее:
— А ты что сделала?
Сразу же
наивная бабочка отчиталась коротко
о своих делах:
— Я прожила неделю
и все летала, летала,
все махала, махала своими крыльями,
приветствуя Тебя,
Господи…

Диссонанс догадки по поводу бабочки, кажущейся невинной. А, может быть, она просто хитрит, чтоб спасти себя? Но нет, поверим ей. И при нашей вере в искренность бабочки стихотворение обретает высший смысл жизни — любовь ко Всевышнему, то есть ко всему сущему.
Поэзия в понимании Бутнару реально бесконечна. Это единственное, что не имеет времени и пространства, что по-настоящему свободно.

...у времени уже не хватает времени,
у пространства уже не хватает пространства — а
дальше этого, а дальше этих — лишь
                                                             нескончаемая поэзия,
как везде, безоговорочно
                                           доминирующая свобода

Поэзия существует в этой книге в чистом виде, отстраненная от  политического подтекста. Ведь политика — дело временное, а поэзия вечна. В этой отстраненности и в отказе от мысли усовершенствования поэзии с течением времен, доказательство, что всегда, с тех пор, как «в начале было Слово», — «дух движет материю», если «ручка беспокойно оставляет след на бумаге»,  и что «в поэзии возможно всякое».

Из-за простой клавиатурной ошибки
предыдущее стихотворение я пометил
как написанное в день
32 мая
Не поправил,
так и оставил.
Ведь в поэзии возможно всякое

Эта книга — не отражение времени, но отражение яркой, поэтической Вселенной. Это вход в нее и приглашение всех нас войти и понаблюдать  мир его, поэта, глазами.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



Валентин Соломатов, «По слепящим следам века»
М., «Вест-Консалтинг», 2014

В серии «Памяти ушедших бардов», при поддержке Соза литераторов России издана книга поэта, работавшего в жанре авторской песни, Валентина Соломатова.
1 сентября 2006 года он трагически погиб в автокатастрофе. Год спустя вышла книга его стихов и песен, набросков и статей «Голый текст» (М., изд-во Современного гуманитарного университета, 2007).
В этом году поэту исполнилось бы 51 год. В предисловии к сборнику стихов, изданного в память о поэте, член Союза писателей Москвы, кандидат филологических наук Татьяна Виноградова подчеркивает цельность и страстность текстов Валентина Соломатова, стремление лирического героя жить на «грани», на самом острие, а не просто жить. Совершенно точно подметила она, что автор — плоть от плоти своего века, точнее, рубежа веков и даже — рубежа тысячелетий, когда все проблемы времени явлены с особой остротой и неотвратимостью. Текст авторской песни, благодаря дополнительному сенсорному воздействию — музыке и исполнению — чаще и лучше доходит до любителей поэзии. Немало тому способствует и личность самого поэта, которая проявляется в исполнении.
Валентина Соломатова можно послушать на youtube и других интернет-порталах. Это мужественный, красивый человек, в самом расцвете сил. Нельзя представить, что его уже нет с нами. Это бард с ярко выраженной гражданской позицией и хриповатыми интонациями, напоминающими Высоцкого, но в то же время — тонкий лирик с пророческим поэтическим даром. Никакой подделки под авторитеты, но с опорой на самых лучших поэтических предшественников: Михаила Анчарова, Александра Башлачева, Маяковского с его «лесенкой».

Солнышко,
                      счастье мое ясное!
Не покидай меня,
                               ну,
                                     хоть мысленно...
Хочешь —
                кромсай сердце мне ястребом,
Хочешь —
                поставь точку во мне
                                                      выстрелом.
Хочешь —
                 согни подковой меня.
                                                      К удаче.
Я талисманом стану твоим
                                                 верным...
Будь палачом моим,
                                  смехом моим,
                                                            плачем —
Я воскресением буду твоим
                                                    вербным!

Очень актуальны и его гражданские стихи, песни, особенно сейчас, в дни мировых противостояний. Может быть, в связи с этим надо было бы добавить слово «к сожалению». Но пока на земле не угасает брань, пока  проливается кровь, творчество поэта будет направлять и вдохновлять позитивные силы мира, отрицающие войны:

И мы — поднялись,
                                   и мы — поверили...
А вот теперь —
                            стоим пред тобой.
Те песни,
                 которые тогда
                                          пели мы —
Превратились в вой!

Может быть,
                      он уху твоему

                                             сладок,
Может быть,
                      так
                              ты жизнь и задумывал,
Но в наших сердцах
                                      нет
                                               лада,
В наших руках —
                               винтовок тулово.
Еще есть время
                              остановить смерть!
Хотя бы —
                  на последней ступени
                                                     эшафота.
Для этого не надо
                               много
                                          уметь —
Слово сказать!
                          Слово...
                                         Всего-то...

Фотография человека на обложке с пронзительным, умным взглядом, в обнимку с гитарой, а под ней — строчки о Родине: «Я уехал бы в рай, / только родину не выбирают, / только родина там, / где возможен последний полет».

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД