Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ТЕЛЕВИЗИОННО-ГАЗЕТНАЯ КНИЖНАЯ ПОЛКА
 
Из выпуска № 6

Владимир Климов. Авангранды. Сюрприз. Агенство "Бизнес-Пресс". М., 2009.

Эссеистика Владимира Климова – продолжение его футуристических стихотворных опытов. "Птицы летели, а крылья уже сгорели". Человек театральный, Владимир Климов был увлечен идеей игры в Игре, животворящим стихотворчеством. Именно у него в русской поэзии впервые возникают так называемые "слова-кентавры". Вся жизнь Владимира Климова была связана с театром "Арлекин" и "Салоном всех муз" Анны Коротковой. Тихий, порой даже незаметный в быту, чрезвычайно добрый и отзывчивый человек, Владимир Кримов навсегда остался в сердцах тех людей, кто его знал. И книга "Авангранды" – лучший подарок ценителям его искрометного, импровизационного искусства.



ВЫПУСК № 7

1. Надежда Кондакова, "Житейское море". Стихотворения разных лет. Новосибирск, Поэтическая библиотека журнала "Сибирские огни", 2014.

"Житейское море" Надежды Кондаковой – очень горькая книга. Она – о потерях на жизненном пути и попытках постижения тайного смысла невозвратных утрат. Поэтический голос Надежды Кондаковой чист, это абсолютный слух и абсолютный звук, помноженные на глубинное понимание жизни. Надежда Кондакова сердцем опытного человека разобралась во многих нюансах нашей жизни. Новая книга стихов поэта охватывает необозримое пространство, от хрущевской оттепели до наших дней. В сборнике "Житейское море" Кондаковой на удивление мало житейских мелочей. Того самого быта, об который суждено разбиться, по утверждению Маяковского, любовной лодке. Наоборот, море житейское плавно переходит у Кондаковой в "последнее море", величественную философию, в которой мне слышатся отголоски отплытия толкинских эльфов в последний путь, эту зачарованную страну будущего.

2. Михаил Анищенко, "Песни слепого дождя". Поэтическая библиотека журнала "Сибирские огни". Новосибирск, 2011.

Михаил Анищенко достигал порой высшей степени просветленности, свойственной разве что святым да блаженным. Я далек от того, чтобы пиарить нетрезвый способ достижения гармонии с миром. Однако не могу избавиться от мысли, что таким способом покойный поэт достигал катарсиса, очищения души от мирской скверны. Конечно, это очень "авторский", сугубо индивидуальный способ обретения дара наития. Другой выпьет – и пойдет буянить, а не стихи гениальные писать. Каждому – свое. Волжский Гамлет, Веничка Ерофеев XXI века, Михаил Анищенко оставил нам настолько жизнеспособные произведения, что уже трудно представить без них русскую поэзию. И, конечно, "в заветной лире" поэт никогда не умрет. Стихотворные мощи Михаила Анищенко нетленны.

3. Юрий Беликов, "Я скоро из облака выйду". М., Вест-Консалтинг, 2013.

Поэт Юрий Беликов обладает, без сомнения, вулканическим темпераментом. Не потому ли новая книга его стихов открывается стихотворением о знаменитом исландском непроизносимом вулкане? "Почвенник-авангардист", по меткому выражению Евгения Евтушенко, он не раз замечен в парадоксальных соответствиях-несоответствиях. Он говорит весомо, зримо, но не грубо. Юрий Беликов — великолепный чтец, и в этом он продолжатель традиций шестидесятников. Он одинаково хорошо владеет как малыми формами, так и большими. И везде – краток, как брат таланта. Поэт ответствен за все на свете, и, подписывая коммунальные квитанции, готов расписаться – и, таким образом, взять на себя ответственность и за вещи чисто метафизического свойства. Юрий Беликов часто разрывает наше трехмерное пространство и выходит к мирам иным. Поэт – пограничник между жизнью и смертью.



ВЫПУСК № 8

1. Игорь Меламед, "О поэзии и поэтах". Эссе и статьи. – М., ОГИ, 2014.

Посмертная книга прозы известного поэта. Это не просто заметки о русской поэзии – это концептуальное исследование. Игорь Меламед условно делит русскую поэзию на "благодатную" и "безблагодатную". Истинно благодатная русская поэзия, согласно Меламеду, связана с именем автора только условно: ничто не должно выдавать в произведении индивидуальный почерк автора. Именно в таком творчестве, по мнению Игоря Меламеда, проявляется соборность устремлений лучших мастеров слова.

2. Игорь Гор, "Заповеди воина". М., Вагриус, 1997.

Игорь Гор  –  один из самых талантливых людей, прошедших Афганистан. Но в рассматриваемой нами книге Игоря Гора речь пойдет вовсе не о войне, как можно было бы заключить из ее заглавия и судьбы автора. "Заповеди воина" – это стильная лирика одностиший и верлибров, чем-то отдаленно напоминающая медитативные стихи Николая Рериха и Рабиндраната Тагора. Что больше всего меня восхищает у Гора – высочайший уровень образной мысли, на котором все это написано. В дополнение к поэтическим текстам в книге представлены авторские фотограммы, а также изобретенные автором иероглифы. Художник, фотограф, поэт и мыслитель Игорь Гор представлен в книге во всем разнообразии своих дарований. При этом книга не эклектична, она просто объемна, есть внутреннее единство, пронизывающее пространство повествования.

3. Антуан де Сент-Экзюпери, "Цитадель". Роман. М.,  Эксмо, 2002.

Антуан де Сент-Экзюпери – один из немногих писателей, которые умудрились написать шедевры и для детей ("Маленький принц"), и для взрослых. "Цитадель" – посмертная книга французского писателя и летчика. Может быть, она не столь изучена, как другие работы прославленного писателя. Но что-то мне подсказывает, что именно "Цитадель" – вершина его многообразного творчества. Книга Экзюпери повествует о том, что справедливость в делах человеческих возможна, если делами государства занимается мудрец. "Цитадель", бесспорно, одна из величайших книг ХХ века, переведенных на русский язык. Эту книгу можно смело ставить в один ряд с лучшими достижениями человечества в области литературы и философской мысли. Незаменима в качестве настольной книги русского интеллигента.



ВЫПУСК № 9 посвящен современным писателям – "гениям устной речи".

1.  Елена Черникова, "Золотая ослица". Роман. М., АСТ, 2006.

Елена Черникова одинаково успешно владеет как устной, так и письменной речью, что не так часто встречается среди писателей. Роман "Золотая ослица", как и любой хороший роман, отличается многополярностью. Это и "роман о дьяволе", и "интимный роман", и даже "роман об андрогине". Героиня романа Ли должна на каждую букву алфавита рассказать какую-то свою историю, имя героя которой начиналось бы с этой буквы. Ей помогает рассказывать загадочный пассажир троллейбуса, который почему-то в курсе самых интимных подробностей ее жизни.

2. Станислав Айдинян, "Механика небесных жерновов". М., Издательство Гуманитарий, 2014.

Поэт и искусствовед Станислав Айдинян выпустил очень интересную книгу. В нее вошли практически все стихотворные произведения мастера, а также переводы и отзывы других писателей на его произведения. Возможно, настоящим открытием для читателей станут афоризмы Станислава Айдиняна, написанные в духе Ларошфуко, Паскаля и других мастеров короткого изречения. В молодые годы Станислав Айдинян работал секретарем Анастасии Цветаевой и вынес из ее гостиной много житейской мудрости, которой он охотно делится со своими читателями.

3. Константин Кедров, "Невеста лохматая светом". Стихи – поэмы – стихи. М., Продюсерский центр Александра Гриценко, Интернациональный Союз писателей, 2014.

Константин Кедров родился в Рыбинске, городе-красавце на Волге. Но, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что родился поэт в Астралии (именно так, без назойливой буквы "в"). Во всяком случае, все  его сознательное и бессознательное творчество посвящено эзотерическим загадкам бытия и синтезу земных знаний о бесконечной Вселенной. Константин Кедров ставит знак тождества между бесконечно малым и бесконечно великим, справедливо полагая, что они постоянно перетекают друг в друга. То, обернувшись, есть это. Это, обернувшись, есть то. Константин Кедров назвал этот эзотерический процесс "инсайдаутом" и посвятил ему свои лучшие работы. Книга "Невеста лохматая светом" включает в себя не только ставший уже знаменитым "Компьютер любви", но и более ранние произведения Кедрова. Мышление поэта-авангардиста парадоксально, противоположности у него сходятся, образуя новую гармонию.



ВЫПУСК № 10

1. Иван Елагин, "Курган". Стихотворения.. Посев, 1987

Иван Елагин – выдающийся поэт второй волны эмиграции. Это человек широкого дарования, у которого в семье стихи писали и отец, и даже дед. Но мне хотелось бы особо отметить его поэтический вклад в развенчание культа личности Сталина. Я не припоминаю голос такой мощи, повествующий об этих страшных страницах нашей истории, который прозвучал бы именно в стихотворных строках. Осип Мандельштам – да, он пострадал от усатого генералиссимуса. Но, кроме строк про кремлевского горца, у него нет ничего, что бы рассказывало нам о геноциде лучших людей, произошедшем в СССР в 1937-м году. Он просто не успел. А вот Елагин, которому в то время исполнилось всего 19 лет, и у которого был расстрелян отец, запомнил этот кровавый год на всю оставшуюся жизнь. В сущности, его книга "Курган" целиком посвящена этой трагической теме. Хотя сам поэт не пострадал лично, бульдозер времени прошелся по его самым близким людям, и это он уже не смог ни забыть, ни простить до конца своих дней. Мало кто знает, что в этой талантливой семье стихи пишет еще и двоюродная сестра Ивана Елагина – известный поэт и бард Новелла Матвеева.

2. "Зарубежная Россия". Юрий Мандельштам. Составитель Елена Дубровина. Изд-во Чарльза Шлакса, Калифорния, 2014.

Еще один "наш", но зарубежный автор, родственник и однофамилец Осипа Мандельштама. Правда, есть разночтения в мнениях знатоков относительно родственных отношений с Осипом. Некоторые исследователи считают, что, несмотря на редкость фамилии, Юрий был только однофамильцем Осипа. Но разговор сегодня пойдет не об этом, а о трагической судьбе младшего из Мандельштамов. Эмигрировавший из России в 1920-м году в возрасте 12-ти лет, Юрий Мандельштам нашел себя в творчестве. Он закончил Сорбонну и начал активно сотрудничать в парижских изданиях, выходивших на русском языке. Ничто не выдавало в нем будущую жертву: он был легок в общении, предприимчив, умен. Женился на дочери великого композитора Игоря Стравинского. Родилась дочь. Но с 1938 года удача начинает изменять Юрию Мандельштаму. "А схлынет благодать, иссякнет манна – и улицу не сможешь перейти", – писал о переменчивости человеческой удачи поэт Лев Болдов. Сначала от туберкулеза умирает любимая жена Юрия. Затем в Париж приходят фашисты и начинают преследовать там евреев. Для всех парижских евреев с 20.00 действовал комендантский час. И надо же такому случиться, Юрий Мандельштам даже не выходил в тот трагический день из подъезда. Он зашел в гости к товарищу, который жил в этом же доме. Но именно в этот час нагрянула немецкая полиция. Это кажется невероятным, но русский поэт-романтик, эмигрант с 20-тилетним стажем, был арестован в тихом мирном Париже и затем расстрелян в польском концентрационном лагере просто за то, что он еврей. Журнал "Русское Зарубежье" посвятил целый номер наследию этого замечательного поэта, собранного, с помощи семьи Стравинских, великим энтузиастом русской литературы Еленой Дубровиной.

 Александр КАРПЕНКО,
ведущий программы "Люди и книги"
на телеканале "Диалог"