Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Автор обложки


ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ


Гернадий (Герман) Моисеевич Гольд - известный живописец, рисовальщик, акварелист. Родился в 1933 в Курске, многие годы живет и работает в Киеве.
Имя его впервые прозвучало еще в конце 1960-х, когда на всесоюзной выставке в Москве появился портрет командира легендарного авиаполка “Нормандия-Неман” Жана Луи Тюляна. Молодой художник, за плечами которого была лишь служба в армии и неполный курс обучения в художественном училище, выставил работу, написанную на одном дыхании, обнаружившую мощную одаренность, страсть и изысканный вкус, работу, выпадавшую из всего, что было выставлено в портретном жанре того времени. Видимо, не напрасно директор Третьяковской Галереи надолго задержался у этой работы, и сделал предложение о приобретении. Не случайно и то, что главный раввин Израиля Элиягу Бакши-Дорон в свое время предпочел Г ольда остальным мастерам, когда встал вопрос о его портрете. И он не ошибся в своем выборе.
Несмотря на жестокие преследования, которым подвергались малейшие проявления еврейского самосознания в СССР, Герман Гольд с конца 1960-х годов начинает создавать еврейский цикл своих работ, пополняющийся вот уже более полувека. От испепеленных в годы Холокоста штетлов до теплого света ханукальных свечей, от портретов глав поколения - до танахических образов.
Творчество Г. Гольда, с ярко выраженными национальными мотивами, с характерным выразительно­динамичным письмом, стало органичной частью современного искусства Украины, обогащая его многокрасочную палитру своими живописными и духовными исканиями.
Работы Германа Гольда находятся в музеях и галереях России и Украины, Российской Академии Наук, Центральном Музее Вооруженных Сил России, Национальном Музее литературы Украины, в киевском Музее русского Искусства, музеях Франции, Греции, Израиля, США, а также в частных собраниях по всему миру - от Австралии до Японии. Художник принадлежит к немногим еврейским мастерам современности, вошедшим в легендарную Всемирную энциклопедию художников всех времен и народов - Allgemeines Kunstler-Lexicon.
Фрагмент интервью, которое художник дал журналисту Максиму Лурье.
-Герман Моисеевич, еврейское искусство для вас это...
-Особое состояние души — в силу драматичности еврейской судьбы. Ее восприимчивость, чувствительность, ощущение груза прошлого — все это проявляется и в колорите, и в настроении, особенно в пейзажах. Левитан не был ортодоксальным евреем и писал только русскую природу, некоторые состояния которой бывают очень созвучны еврейскому камертону. В программе Познера жена Солженицына на вопрос, без чего вы не смогли бы жить, ответила просто: без книг Достоевского и пейзажей Левитана. Вот и думайте, "чей" он художник.
-         Но вы же себя не сразу ощутили еврейским художником?
-         Не сразу, но евреем ощущал себя всегда, и это ощущение естественным образом отразилось и в творчестве.
-         Складывается впечатление, что портрет - ваш любимый жанр.
-         Это действительно так, поскольку портрет - это всегда диалог (не обязательно даже вербальный) с моделью - человеком, который становится твоим соавтором. Мне посчастливилось иметь в "соавторах" легендарных людей, таких как Иван Кожедуб, маршал Жуков и многих других.
А какими колоритными моделями были, например, профессор Фрумкин - главный уролог советской армии в годы войны - темпераментный рыжий еврей, с появлением которого наступали всеобщее возбуждение и подъем, или знаменитый кардиолог Мясников с золотым фонендоскопом на шее и свитой поклонниц в белых халатах.
Истинное удовольствие я получил от общения с нашими соотечественниками - Героем Украины Иваном Дзюбой - человеком редкой теплоты, которого недаром называют совестью нации; выдающимся кардиохирургом, учеником Амосова, академиком Г еннадием Кнышовым; многолетним ректором Киевского Политехнического Михаилом Згуровским... Мне особенно дорог двойной портрет дедушки и бабушки главного нейрохирурга Украины, академика Евгения Педаченко, эти простые люди - Афанасий Иванович и София Ефимовна - удостоены высокого звания Праведников народов мира.
-В одной из американских газет вы названы большим художником. Признание для вас многое значит?
-Очевидно лишь то, что я старый художник (улыбается). Не люблю громких эпитетов и славословий. Что касается признания, то я могу, как говорится, работать "в стол", причем с удовольствием, хотя далеко не всегда в жизни мог себе это позволить. Но чего греха таить, востребованность - приятное ощущение и хороший стимул к работе.

На обложке журнала - картина Г.Г ольда “С правнуком”