Зульфия Алькаева
"По периметру"
"По периметру"
М.: "Вест-Консалтинг", 2014
Что отличает эту книгу от множества других поэтических книг? Из предыдущих рецензий я бы выделила некоторые характеристики, в которых хорошо подмечены особенности творчества Зульфии Алькаевой.
Наталья Черных: "…зачем поэту что-то выражать? Он сам есть со-общение. Знак. Послание. Именно он и есть, вместе со своими стихами, осенний ветер, мчащий листья… Зульфия Алькаева открывает читателю восприятие именно поэта-знака… Однако лейтмотив звучит: “Не навредить рожденному случайно”. Случайность, совпадение, промыслительность — основные ноты".
Мария Малиновская: "…В некотором смысле эта книга воплощает собой выражение “легкое дыхание” применительно к поэзии. И с уверенностью можно сказать, что у Зульфии Алькаевой оно есть".
Людмила Осокина: "…меня больше привлекают… стихи Алькаевой, растущие, так сказать, на краю реальности. Именно в них происходит не только отрыв от повседневности и погружение в глубокую поэзию, но и отчасти постижение иной, запредельной жизни".
Творческий учитель Зульфии Алькаевой — Вадим Рабинович, не так давно ушедший из жизни, нашел в ее стихах четыре первоэлемента, — именно на них, по его мнению, строит она свой поэтический мир: это Воздух, Вода, Земля и Огонь.
Все это так. Зульфия Алькаева, действительно, поэтесса, глубоко чувствующая природу. Поэтому часто природные элементы используются в лирическом монологе в сопоставлении с эмоциями, душой. Метафоричность всегда продумана и утонченна. Цитировать эту поэтессу — одно удовольствие.
Наталья Черных: "…зачем поэту что-то выражать? Он сам есть со-общение. Знак. Послание. Именно он и есть, вместе со своими стихами, осенний ветер, мчащий листья… Зульфия Алькаева открывает читателю восприятие именно поэта-знака… Однако лейтмотив звучит: “Не навредить рожденному случайно”. Случайность, совпадение, промыслительность — основные ноты".
Мария Малиновская: "…В некотором смысле эта книга воплощает собой выражение “легкое дыхание” применительно к поэзии. И с уверенностью можно сказать, что у Зульфии Алькаевой оно есть".
Людмила Осокина: "…меня больше привлекают… стихи Алькаевой, растущие, так сказать, на краю реальности. Именно в них происходит не только отрыв от повседневности и погружение в глубокую поэзию, но и отчасти постижение иной, запредельной жизни".
Творческий учитель Зульфии Алькаевой — Вадим Рабинович, не так давно ушедший из жизни, нашел в ее стихах четыре первоэлемента, — именно на них, по его мнению, строит она свой поэтический мир: это Воздух, Вода, Земля и Огонь.
Все это так. Зульфия Алькаева, действительно, поэтесса, глубоко чувствующая природу. Поэтому часто природные элементы используются в лирическом монологе в сопоставлении с эмоциями, душой. Метафоричность всегда продумана и утонченна. Цитировать эту поэтессу — одно удовольствие.
Размытый лист моей души,
Прими все краски акварели,
Себя под ливнем просуши
На перекладине свирели.
Бессловия рукопиши.
Пусть мокнут.
Лишь бы не горели.
Прими все краски акварели,
Себя под ливнем просуши
На перекладине свирели.
Бессловия рукопиши.
Пусть мокнут.
Лишь бы не горели.
Неологизмы органично вписываются в текст и не режут слух, как если бы эти слова существовали и раньше, и мы к ним уже привыкли.
"Легкое дыхание" с милой поэтической улыбкой возникли, видимо, не на пустом месте, а в ходе преодоления той бури чувств и тоски — "…Периметром города сжатая, / как арматурой, / моя неулыбка / рифмуется только с тоской", — которые усмиряются пером при помощи тех самых необузданных стихий. Спокойствие и оптимизм не появляются из ничего. За ними — выстраданный опыт, после которого и возникает это "вдруг".
"Легкое дыхание" с милой поэтической улыбкой возникли, видимо, не на пустом месте, а в ходе преодоления той бури чувств и тоски — "…Периметром города сжатая, / как арматурой, / моя неулыбка / рифмуется только с тоской", — которые усмиряются пером при помощи тех самых необузданных стихий. Спокойствие и оптимизм не появляются из ничего. За ними — выстраданный опыт, после которого и возникает это "вдруг".
Терпеливо город мерз.
Вдруг и я признала,
Что с волос тугих берез
Благодать стекала.
Мне поведала гроза,
Как святою стала.
Брызги молнии — в глаза:
Неужели мало?
А земля учила пить,
Раскрывая поры,
Растворять и выводить
Наших мыслей споры.
Вдруг и я признала,
Что с волос тугих берез
Благодать стекала.
Мне поведала гроза,
Как святою стала.
Брызги молнии — в глаза:
Неужели мало?
А земля учила пить,
Раскрывая поры,
Растворять и выводить
Наших мыслей споры.
Поэтическая информация передается образами. Наше восприятие поэзии происходит через незначительные вещи в стихах. Зульфия Алькаева — один из немногих поэтов, которым удается выразить целую гамму чувств через сжатые образы и неброские штрихи — фон лирического переживания. Как, например, вот в этом четверостишии.
Холодно — фонари теплы.
Голодно — и встают хлеба.
На спину облака легли.
Встречена!
На пути — изба.
Голодно — и встают хлеба.
На спину облака легли.
Встречена!
На пути — изба.
В книге есть необычные догадки, иногда мистического характера, что доказывает нам еще раз: поэт может видеть и понимать то, что далеко от восприятия простым глазом.
…Не потому ли ангелы нам не близки,
что идеальные лики
искажает в своем преломлении глаз
неверный,
привыкший пялиться
на небеса?
что идеальные лики
искажает в своем преломлении глаз
неверный,
привыкший пялиться
на небеса?
Зульфия Алькаева — поэтесса многогранная. У нее замечательный талант ирониста. И хотя эта книга больше лирического плана, иногда проскальзывает нечто и в этом роде.
Фонарный столб, наконец, узнал
вес своей головы
(спасибо вороне!)
и, тряхнув сединой, решил, что еще постоит.
вес своей головы
(спасибо вороне!)
и, тряхнув сединой, решил, что еще постоит.
Книга подкупает искренностью, оптимизмом и отсутствием творческой претенциозности, что свойственно настоящему профессионалу.
Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД