Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Зульфия Алькаева
"По периметру"



М.: "Вест-Консалтинг", 2014

Что отличает эту книгу от множества других поэтических книг? Из предыдущих рецензий я бы выделила некоторые характеристики, в которых хорошо подмечены особенности творчества Зульфии Алькаевой.
Наталья Черных: "…зачем поэту что-то выражать? Он сам есть со-общение. Знак. Послание. Именно он и есть, вместе со своими стихами, осенний ветер, мчащий листья… Зульфия Алькаева открывает читателю восприятие именно поэта-знака… Однако лейтмотив звучит: “Не навредить рожденному случайно”. Случайность, совпадение, промыслительность — основные ноты".
Мария Малиновская: "…В некотором  смысле эта книга воплощает собой выражение “легкое дыхание” применительно к поэзии. И с уверенностью можно сказать, что у Зульфии Алькаевой оно есть".
Людмила Осокина: "…меня больше привлекают… стихи Алькаевой, растущие, так сказать, на краю реальности. Именно в них происходит не только отрыв от повседневности и погружение в глубокую поэзию, но и отчасти постижение иной, запредельной жизни".

Творческий учитель Зульфии Алькаевой — Вадим Рабинович, не так давно ушедший из жизни, нашел в ее стихах четыре первоэлемента, — именно на них, по его мнению, строит она свой поэтический мир: это Воздух, Вода, Земля и Огонь.
Все это так. Зульфия Алькаева, действительно, поэтесса, глубоко чувствующая природу. Поэтому часто природные элементы используются в лирическом монологе в сопоставлении с эмоциями, душой. Метафоричность всегда продумана и утонченна. Цитировать эту поэтессу — одно удовольствие.

Размытый лист моей души,
Прими все краски акварели,
Себя под ливнем просуши
На перекладине свирели.
Бессловия рукопиши.
Пусть мокнут.
Лишь бы не горели.

Неологизмы органично вписываются в текст и не режут слух, как если бы эти слова существовали и раньше, и мы к ним уже привыкли.
"Легкое дыхание" с милой поэтической улыбкой возникли, видимо, не на пустом месте, а в ходе преодоления той бури чувств и тоски — "…Периметром города сжатая, / как арматурой, / моя неулыбка / рифмуется только с тоской", — которые усмиряются пером при помощи тех самых необузданных стихий. Спокойствие и оптимизм не появляются из ничего. За ними — выстраданный опыт, после которого и возникает это "вдруг".

Терпеливо город мерз.
Вдруг и я признала,
Что с волос тугих берез
Благодать стекала.
Мне поведала гроза,
Как святою стала.
Брызги молнии — в глаза:
Неужели мало?
А земля учила пить,
Раскрывая поры,
Растворять и выводить
Наших мыслей споры.

Поэтическая информация передается образами. Наше восприятие поэзии происходит через незначительные вещи в стихах. Зульфия Алькаева — один из немногих поэтов, которым удается выразить целую гамму чувств через сжатые образы и неброские штрихи — фон лирического переживания. Как, например, вот в этом четверостишии.

Холодно — фонари теплы.
Голодно — и встают хлеба.
На спину облака легли.
Встречена!
               На пути — изба.

В книге есть необычные догадки, иногда мистического характера, что доказывает нам еще раз: поэт может видеть и понимать то, что далеко от восприятия простым глазом.

…Не потому ли ангелы нам не близки,
что идеальные лики
искажает в своем преломлении глаз
неверный,
привыкший пялиться
на небеса?

Зульфия Алькаева — поэтесса многогранная. У нее замечательный талант ирониста. И хотя эта книга больше лирического плана, иногда проскальзывает нечто и в этом роде.

Фонарный столб, наконец, узнал
вес своей головы
                        (спасибо вороне!)
и, тряхнув сединой, решил, что еще постоит.

Книга подкупает искренностью, оптимизмом и отсутствием творческой претенциозности, что свойственно настоящему профессионалу.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД