Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ТОТ САМЫЙ РЫБНИКОВ



Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ
"Композитор года", миллионные тиражи виниловых пластинок, припавшие к экранам стар и млад, когда идут фильмы с его музыкой – "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Через тернии к звёздам", "Тот самый Мюнхгаузен", – этот ряд каждый может продолжить сам… Зашкаливающие аншлаги на показах первых в СССР рок­опер, попавших сразу в разряд культовых событий, – "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона и Авось". Вы конечно же назвали это имя – Алексей Рыбников, композитор, которого обожали миллионы людей, причём задолго до официального признания и государственных наград.
"Не останавливаться на достигнутом" – таким видится кредо музыканта, недавно отмечавшего 50­летие творческой деятельности, а в эти дни празднующего 70­й день рождения. Среди сюжетов биографии Рыбникова пунктирной линией проходит история его собственного театра. В 1988 году он организует производственно­творческое объединение "Современная опера", а в 1999­м появляется театр "Творческая мастерская Алексея Рыбникова", где композитор продолжает искать новые формы синтеза драмы и оперы.
"Эстетика моей мастерской резко отличается от того, что делается сейчас в современных музыкальных театрах, – не раз подчёркивал в интервью Алексей Рыбников. – Там – нацеленность на развлечение. У меня же так получилось, что все произведения, начиная со "Звёзды и смерти Хоакина Мурьеты", "Литургии оглашенных", не говоря уже о "Юноне и Авось", где многое связано с религиозной сферой, затрагивают очень серьёзные темы". Одна из последних работ юбиляра – "Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта" по роману Льва Толстого "Война и мир". И здесь Рыбников верен идеалам высокого искусства: никакого популизма, заигрывания с толпой: "Мне было интересно показать столкновение русского и европейского мировоззрений, подчеркнуть линию противостояния Александра и Наполеона". Не правда ли, актуально как никогда?!
Казалось бы, есть все основания почивать на лаврах. Алексей Рыбников – народный артист России, лауреат Госпремии, независимой премии "Триумф", член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы… Но сам он считает иначе: "Если есть "отчаяние поиска", то ты жив и всё будет в порядке". Поэтому наш герой меняет амплуа: "Я первый в мировой истории композитор, который будет снимать музыкальный фильм, выступая в качестве режиссёра. Ни один композитор в истории человечества за подобное безумие не брался". Нас ожидает картина "Дух Соноры" – новая версия "Хоакина Мурьеты" по сценарию Юлия Кима.
В третьем тысячелетии композитор всё больше времени посвящает созданию произведений в академических жанрах: появляются одна за другой симфонии, инструментальные концерты. Выдающиеся классические артисты считают за честь осуществлять их премьерные исполнения. "Для меня Рыбников, как это ни удивительно, академический композитор, классик, – признаётся Александр Сладковский, главный дирижёр Госоркестра Республики Татарстан. – Мне было 15 лет, когда я впервые услышал его рок­оперы – "Хоакина Мурьету" и "Юнону и Авось". Танцевал с девочками под эту музыку, влюблялся, страдал. Так что вся моя жизнь прошла под знаком Рыбникова. Но, соприкоснувшись как дирижёр с его творчеством, воспринимаю его как автора выдающейся классической музыки, многих шедевров на все времена. Его Пятая симфония "Воскрешение мёртвых" – невероятно сложная партитура для огромного состава исполнителей – торжество оптимизма и жизнеутверждающей энергии. И в этом весь Рыбников: масштаб, глубина, сила".