Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

МАРК ГИНЗБУРГ


“ПРОСТИ НАС ЗА ТО, ЧТО МЫ ПРОКЛИНАЛИ ЕВРЕЕВ”


"… на протяжении всей христианской истории раздаѐтся обвинение, что евреи распяли Христа. После этого на еврейском народе лежит проклятие. Евреи распяли Христа, сына Божьего, в которого верит весь христианский мир. Таково обвинение".
                                          Н. А. Бердяев, "Христианство и антисемитизм"

Со второго века н.э. основой христианского антииудаизма стало обвинение евреев в Богоубийстве . В описании суда Пилата иудеи, по словам Евангелия от Матфея, берут на себя и своих детей кровь Иисуса (Мф. 27:25). Назывались и другие их "преступления". Утверждалось, что евреи как народ проклятый и наказанный Богом должны быть обречены на "унижающий их образ жизни" (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства.
Спустя 17 столетий, начиная с периода понтификата Иоанна XXIII (1958-1963), официальное отношение римско-католической церкви к евреям и иудаизму изменилось. В 1959 году Иоанн XXIII распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы (например, выражение "коварные" применительно к евреям). В 1960 году Иоанн XXIII назначил комиссию кардиналов для подготовки декларации об отношении церкви к евреям. Перед своей смертью он составил покаянную молитву, для чтения во всех католических церквях. Он назвал ее "Акт раскаяния":
"Мы сознаѐм теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нѐм наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слѐзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили". Но эту молитву так и не приняли. После смерти папы Иоанна ХХIII она была похоронена в архивах Ватикана. Во время правления следующего папы - Павла VIв 1965 г. Второй Ватиканский собор снял с евреев обвинение в распятии Христа.
Четвѐртая статья принятой "Декларация Nostra Aetate" говорит об отношении к иудеям. Особое внимание уделено общему для христиан и иудеев духовному наследию, напоминается про принадлежность к еврейской нации Иисуса, святых апостолов и многих из его первых учеников. Декларация осуждает антисемитизм и имевшиеся в прошлом его проявления. Особо подчѐркивается, что хотя еврейские власти настаивали на том, чтобы убить Христа, крестные муки Спасителя не могут быть поводом для обвинения всех евреев, ни живших тогда, ни живущих сейчас. Документ подтверждает, что Бог не отменял Своего завета с евреями.
За период понтификата Папы Иоанна Павла II (1978-2005) изменились некоторые литургические тексты: из отдельных текстов были удалены выражения, направленные против иудаизма и евреев, а также отменены антисемитские решения целого ряда средневековых соборов.А в 1985 г. Иоанн-Павел Второй, обращаясь к евреям, говорил: "Вы - наши старшие братья. Вы - избранный Богом народ, и это избpaнue - навеки... Нет и не может быть никаких обвинений евреев в том, что они якобы несут ответственность за страсти Христовы".
Следующий Папа Римский, Бенедикт XVI, занимавший Святой престол с 2005 по2013 г., в книге "Иисус из Назарета" снимает с евреев вину за гибель Христа.Третья часть книгивышла в свет в 2012 г. одновременно на 9 языках (итальянском, бразильском, хорватском, французском, английском, португальском, испанском, польском и немецком) в 50 странах мира, а общий тираж первого издания превысил 1 млн экземпляров. Затем последовали еще 20 языковых версий книги. Для доказательства невиновности евреев понтифик использует метод теологического анализа библейских текстов и разъясняет несостоятельность прежних интерпретаций, результатом которых стали антисемитизм и постоянные преследования народа Книги. Предлагая вновь перечитать строки святого писания, Бенедикт XVIпишет "Спросим себя, кем в действительности были те, кто обвинял Иисуса?" - и добавляет, что в Евангелии от Святого Иоанна просто сказано - "евреи". "Но слова, которые использует Иоанн, не могут ни в коей мере относиться к народу Израиля в целом. Как мог весь народ присутствовать при этом и требовать смерти Иисуса?" - задается вопросом Бенедикт XVI.
Наконец, нынешний папа Франциск сказал, что "внутри каждого христианина сидит еврей", и заявил, что "нельзя быть настоящим христианином, не признавая свои еврейские корни" - "не в расовом, а в религиозном смысле", пояснил понтифик.Он сказал, что ежедневно молится словами псалмов Давида, как еврей, а потом совершает обряд евхаристии /причастия/ как христианин. В интервью испанской газете LaVanguardia понтифик выразил мнение, что диалог между иудаизмом и христианством должен включать исследование иудейских корней христианства и "расцвет иудаизма в христианстве". Папа высказался против любого религиозного фундаментализма, заявив, что в его основе всегда лежит насилие, а в наши дни насилие "во имя Бога" - это абсурд.
Есть и другие свидетельства того, что в позиции Римской Католической Церкви наметились принципиальные изменения по ее отношению к евреям.

Некоторые изменения наметились и в позиции общин христиан-протестантов, которые в целом вплоть до новейшего времени сохраняли враждебное отношение к евреям, унаследованное от средневекового христианства и закрепленное лидерами Реформации. На своей учредительной конференции в Амстердаме (1948) Всемирный совет церквей (организация, объединяющая большинство протестантских и православных церквей) принял резолюцию, резко осуждающую антисемитизм. На 3-й всемирной конференции этого Совета в Нью-Дели (Индия, 1961) была принята дополнительная резолюция с рекомендацией отвергнуть идею коллективной вины евреев за распятие Иисуса. В 1964 г. декларации против антисемитизма приняли влиятельные протестантские организации: Национальный совет христианских церквей США, Всемирная федерация лютеран, Протестантская епископальная церковь США и др. Для большинства протестантских церквей с этого времени антиеврейская направленность уходит в прошлое.
Что же касается русской православной церкви, то в ней, как пишет известный историк и политолог Вячеслав Лихачев, "доминирует консерватизм и сопротивление религиозным новациям. В связи с этим ревизия доктрины негативного отношения к евреям, которая была проведена в католической и протестантской церквях, затруднена".
Что же в результате, как повлияли откровения официального Ватикана и декларации протестантов на уровень вражды к евреям в мире? Особенно если учесть, что в середине 2013 года на земле проживало 2,3 млрд христиан, из которых 1,2 млрд - католиков Римско-католического направления и около 800 млн протестантов. Повлекло ли это заметное улучшение отношения к евреям в мире или хотя бы в Западной Европе? Ничего подобного! На наших глазах заканчивается полувековой период, в течение которого евреи и Израиль пользовались благосклонным отношением со стороны Европы, когда на Западе антисемитизм и антисионизм были по крайней мере неприличными явлениями. Антисемитизм сегодня маскируется антисионизмом. Конфликт между Израилем и Палестиной накалил обстановку во многих странах Западной Европы, по которым прокатилась волна антисемитских выступлений.
Вспомним, к примеру, о двух столь различных странах: о Франции, светском государстве, где церковь и государство разделены и где к католицизму относит себя 57% населения, и о Норвегии, где по конституции евангелическое лютеранство является государственной религией. Где король Норвегии и по меньшей мере половина министров должны исповедовать лютеранство, и где государственной протестантской церкви принадлежат 82,7 % населения. Страны различные, а отношение к евреям в них одинаково плохое. Уже в октябре 2000 года на Елисейских Полях, на центральном проспекте Парижа прошла многолюдная демонстрация с криком: "Смерть евреям!". Уже тогда ни пресса, ни правительство на это не отреагировали. В ответ на запрос в парламенте премьер-министр ограничился заявлением, что он "действительно, против межобщинных распрей". Открытого осуждения так и не последовало.
Сегодня же Париж называют "европейской столицей антисемитизма". Не редки сообщения: "Толпы митингующих скандировали: "Гитлер был прав!", "Смерть евреям!", "Перережем еврейские горла". "Демонстранты, в основном арабы, направлялись в еврейские кварталы, где били витрины, грабили магазины и подожгли синагогу", писала Le Monde. Сегодня у евреев Франции, число которых оценивается в 600-700 тысяч (это самая большая еврейская община после США, не считая Израиля), ощущение полной беспомощности. Евреи все чаще чувствуют себя во Франции как в осажденной крепости. Не лучше положение в Норвегии. После начала второй интифады часть еврейских детей подверглись преследованиям в школах. В некоторых случаях эти преследования были поддержаны учителями. Во время Второй ливанской войны в Осло были зарегистрированы самые вопиющие случаи антисемитизма в Европе: обстрел синагоги, нападение на кантора на главной улице Осло и осквернение еврейского кладбища.
В феврале 2012 года, норвежская газета Aftenposten сообщила об исходе евреев из страны. Президент еврейской общины в Норвегии Анне Сендер заявила, что одна из главных причин этого: "Многие иммигранты приносят антисемитизм из своих стран. Позорно то, что никто не выступает против них в этой стране. В Европу возвращается антисемитизм. Норвегия станет первой европейской страной, без еврейского населения". Почему же католики и протестанты не поднимают голос в защиту "своих братьев" евреев в этих странах? Может быть, причина в неубедительности деклараций о невиновности евреев , мотивируемой тривиальным утверждениям, что "свойства части нельзя распространять на целое" ("вину группы евреев нельзя распространять на весь народ"). И в неэффективности изменения текстов отдельных молитв. Не заметно широкой попытки исследовать, насколько правомочен был синедрион, осудивший Иисуса, да и был ли он в действительности еврейским судом, а не собранием марионеток. Не рассмотрена историческая обстановка, не обнародована истинная роль римских властей в описанных евангелиями событиях.
Почему Папы Римские остановились на половине дороги. Не попытались дать болееглубокого и доходчивого обоснования своему покаянию, не углубили свою трактовку текстов евангелий? Не привлекли анализ характеров и действий исторических лиц? Несомненно, они, главы церкви, обладатели уникальной информации, знатоки писания, хорошо разбирались в сложных условиях древней Иудеи. Надо полагать, у них были основания для такого самоограничения. Иногда – трагического. Возможно, и в этом также были причины для внезапного добровольного ухода в отставку папы Римского Бенедикта XVI.
Внецерковные попытки провести соответствующие исследования предпринимались многократно и приводили к разным выводам. Из недавних попыток стоит выделить две, интересные выводами, к которым пришли их авторы. Одно подробное исследование процесса над Иисусом выполнил известный израильский юрист Хаим Коэн (1911-2002), бывший министр юстиции и член Верховного суда, почѐтный доктор нескольких университетов США. Отметив нарушения процессуальных норм в суде, описанном в Евангелиях, он пришѐл к выводу, что Синедрион оправдал Иисуса. Отклонения от процедуры, по его теории, были сделаны, чтобы спасти Иисуса от казни. И что именно Римская империя, а не Синедрион, отвечают за осуждение и казнь Иисуса Христа. Кстати, в своем исследовании-бестселлере 70-х годов "Евреи, Бог и История" Макс Даймонд также считает правдоподобным, что Иисус был арестован евреями для того, чтобы защитить его от римлян. Но римляне потребовали, чтобы Иисус был передан в их руки. Другой исследователь Марк Абрамович (1928-2004) на основе анализа текстов евангелий и их противоречий с еврейским законом и традициями того времени, утверждает, что эти тексты недостоверны и что основатели христианства сознательно заложили в основу новой религии клевету на еврейский народ и на Закон, данный ему Всевышним.
Немало было и курьезных попыток проникнуть в суть событий и даже попытаться вмешаться в них. Например, недавняя, о которой 6 августа 2013 г. сообщил, 9-й телеканал Израиля со ссылкой на The Daily Telegraph. Католик юрист Дола Индидис из Кении подал иск против Израиля и Италии за выборочное правосудие и распятие Иисуса Христа. Он убежден, что Израиль как страна евреев, и Италия как правопреемница Римской империи, несут прямую ответственность за убийство пророка. "Я подал иск, потому что это мой долг защитить честь Иисуса Христа. Я ищу правосудия в Международном суде в Гааге, который должен признать невиновность мессии из Назарета".
Согласно иску, король Ирод, иудейские старейшины и Понтий Пилат во время рассмотрения дела против назаритянина Иисуса Христа нарушили его права человека и были предвзятыми. Таким образом, юрист из Кении требует от Международного суда пересмотра дела и признания приговора недействительным. Кроме того, он требует реабилитации Иисуса Христа и наказания для Израиля и Италии. В Международном суде заявили: "Международный суд не рассматривает такие дела. Это не в нашей юрисдикции. Мы занимаемся исками одного государства против другого, однако не религиозными делами, которым две тысячи лет".

Попробуем во всем этом разобраться, не выходя за рамки текста евангелий и за рамки исторических данных, безусловно, хорошо известных отцам церкви. Прежде всего, как выстроены обвинения.
Кратко эти события в Евангелии от Матфея выглядят так.Иисус в последний раз пришел в Иерусалим к началу Пасхи, когда в город толпами шли сотни тысяч паломников. Ночью в канун праздника после пасхальной вечерней трапезы Иисус был арестован. Его отвели в дом первосвященника Кайафы, где собрался верховный суд - синедрион и старейшины. Иисус молчал, когда его обвиняли в угрозе разрушить храм. Но на вопрос первосвященника: "Ты ли мессия, Сын Божий?" Иисус ответил: "Ты сказал", что можно было трактовать как утвердительный ответ. Тогда Кайафа призвал всех присутствующих в свидетели богохульства, и Иисуса приговорили к смерти. "И nлевали ему в лицо и били no щекам". Утром отвели его к правителю - Понтию Пилату. Пилата интересовало другое. Он спросил: "Ты ли царь Иудейский?" Иисус также не стал отрицать. Затем по евангелию Пилат, вспомнив местный обычай освобождать в праздник Пасхи одного преступника, предложил помиловать кого-нибудь из четырех осужденных, надеясь, что им будет Иисус. Но народ, "подстрекаемый первосвященниками и старейшинами", потребовал освободить разбойника Варраву и, соответственно, отказал в помиловании Ииcyсу. Отведя Иисуса на Голгофу и распяв его на кресте, римляне поместили над его головой надпись, объявляющую вину его: "Сей есть Иисус, Царь Иудейский".

Таким образом, Евангелия обвиняют евреев в двух преступлениях. Первое относится к еврейским властям - верховному суду, осудившему Иисуса на смерть и убедившему прокуратора утвердить приговор. Второе - ко всему еврейскому народу, который отказался его помиловать.

О первом обвинении
В принципе, смертный приговор действительно мог быть вынесен и соответствовал бы еврейским законам, ибо подрыв основного принципа еврейской религии "Бог наш, Бог един" был тягчайшим преступлением. В Евангелии от Иоанна евреи так и говорят: "Мы имеем закон, и no закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим".
Но в том-то и дело, что на практике самые грозные законы имели у евреев, так сказать, предупредительный, устрашающий характер. Синедрион, который лишь один раз за 7 лет вынес смертный приговор, вошел однако в историю с клеймом "палаческий". Все судопроизводство было направлено на то, чтобы не допустить несправедливости по отношению к обвиняемому. А главное, судили за дела, а не за убеждения. Достаточно вспомнить дело апостола Павла, к которому спустя 30-40 лет после смерти Иисуса перешла ведущая роль в христианском движении. Когда Павла решили привлечь к суду за активные проповеди, идущие вразрез с традициями, глава синедриона того времени Гамлиель постановил: "Мы не можем судить за слова", и Павел не понес никакого наказания. И именно римляне впоследствии распяли Павла на кресте за нарушение законов Рима. Но еще более важно – описанный Синедрион вообще не имел права выносить смертные приговоры Правила судопроизводства и принципы построения суда детально рассматриваются в главе Санхедрин одного из шести разделов Талмуда "Незикин (Виды ущербов)".. Эти правила были освящены религиозным Законом и многовековыми традициями, и малейшие отклонения от них, особенно такие, в которых ущемлялись права подсудимого, пресекались строжайшим образом. В действиях же суда, описанных в Евангелиях, нарушены буквально все эти правила.

1. В эпоху Второго Храма полноправный Синедрион мог заседать только в Храме и только в "Палате тесанного камня". В тех редких случаях когда Синедрион заседал в другом месте , его права были ограничены, в частности, он не мог выносить смертные приговоры.Характерно также, что, кроме Большого Синедриона, практически в каждом городе Иудеи действовали Малые Синедрионы. Эти суды разбирали дела, в том числе и требующие вынесения смертного приговора. Однако: если Большой Синедрион покидал Зал из Тесаных Камней, ни один суд не имел права выносить смертный приговор (Тосефта 11, Иерусалимский Талмуд 57). По Евангелиям синедрион собрался на заседание в доме первосвященника и вынес смертный приговор.

2. Если преступление могло повлечь смертный приговор, то, как бы очевидны ни были обстоятельства дела, приговор не мог быть вынесен в тот же день. Ночь давалась судьям на размышления и на неформальное обсуждение, и только утром, большинством не менее чем в три голоса мог быть вынесен смертный приговор. По Евангелиям приговор был вынесен в тот же день.

3.По еврейским правилам никто не мог быть арестован ночью, тем более - в праздник. По Евангелиям Иисуса арестовали в пасхальную ночь после праздничной трапезы, т.е. в самый чтимый евреями праздник.

4. По Закону синедрион не имел права собираться и производить дознание и суд по субботам и праздникам. По Евангелиям суд проходил именно в первый день пасхальных праздников.

5. По Закону никто не мог быть наказан до того, как суд вынесет приговор. По Евангелиям Иисуса оскорбляли и били еще до суда.

6.Если в римском праве признание вины самим подсудимым - "Царица доказательств" (Regina probationum) - делает излишними все иные доказательства, улики и дальнейшие следственные действия, то по еврейскому закону признание обвиняемого никакой юридической силы не имело и во внимание не принималось. Соответственно теряли смысл давление на подсудимого и пытки.
По Евангелиям приговор был вынесен на основании слов (полупризнания - "ты сказал") самого обвиняемого Иисуса.

7. Судебные разбирательства после захода солнца были запрещены, однако зачинщики процесса проигнорировали и этот запрет.

Более того, в нарушение всех правил Иисуса первоначально доставили к Анне, в дом человека, не обладавшего в то время официальной властью. Там, в доме Анны, и произошел первый допрос Иисуса. Ничего не добившись от арестованного, Анна послал его связанного к своему зятю, первосвященнику Каиафе.

8. По закону судьи не могли выступать в качестве свидетелей. А судья, который оказался очевидцем преступления, должен был отказаться от участия в суде, ибо виденное могло ожесточить его сердце и настроить против подсудимого.
По Евангелиям после признания Иисуса первосвященник Кайафа сказал: “На что нам еще свидетели!”.

Есть и другие явные отступления от буквы и духа еврейского закона, которые также делают нарисованную в Евангелиях картину суда над Иисусом полностью противоречащей еврейскому закону и традиции. Этого уже достаточно, чтобы усомниться в праве этого суда называться еврейским судом. И, следовательно, неверно утверждение, что Иисус был осужден именно еврейским судом. Но и это не самое главное. А главное то, что вместо заседания синедриона имело место собрание марионеток-заговорщиков, имеющее заранее поставленной целью осудить Иисуса. И этому есть серьезные свидетельства. Прежде всего, кто судьи?

Иисусу противостояли три главных действующих лица: первосвященники Анна (Ханнана) и Каиафа и римский прокуратор Понтий Пилат. Какова их роль?

В 6-м году нашей эры Иудея, Самария и Идумея становятся провинцией Рима под общим названием Иудея. В пределах этой провинции прокураторы обладали абсолютной гражданской и военной властью.
В 6-м году первым римским правителем Сирии, Квиринием, на пост первосвященника Иудеи был назначен Анна. Само "назначение" было оскорблением традиций, ибо в веках первосвященник избирался синедрионом и оставался им пожизненно. Семья Анны с ним во главе по сути осуществляла политическое и религиозное руководство государством. Анна удерживал за собой все основные должности, занимаясь, кроме того, и прибыльной торговлей жертвенными животными на территории храма. Согласно раввинскому преданию, в этой семье царили жадность, кумовство, притеснение и насилие. Неугодных членов синедриона убивали, а на их место назначали своих сторонников. Отстраненный в 16 году с поста первосвященника прокуратором Валерием Гратом Анна не только фактически остался при власти, но и контролировал через поставленных им лиц практически всю Иудею и по сути дела единолично распоряжался храмовыми должностями и казной. По мнению некоторых историков, именно Анна через своего зятя - первосвященника Каиафу - организовывал решение о казни Иисуса как мятежника. Именно к нему в первую очередь - в то время неофициальному лицу - а не к Каиафе, тогдашнему первосвященнику, привели связанного Иисуса Христа и подвергли его предварительному следствию. Убедясь, что сломить Иисуса ему не удастся, Анна отсылает его связанным к Каиафе, предпочитая уйти в тень и предоставив вынести решение своему зятю. В доме Каиафы, ночью, в ожидании членов Синедриона, Анна и Каиафа снова допросили Иисуса, и снова не добились успеха.
Каиафа был первосвященником Иудеи с 18 по 37 год. Его назначил на этот пост прокуратор Валерий Грат, предшественник Пилата, а отстранил от власти будущий император Авл Вителлий. Каиафа стал зятем первосвященника Анны (Ханнана), и послушным орудием в руках своего тестя. Каиафа вполне устраивал Понтия Пилата. В течение всех десяти лет прокураторства Пилата был его послушной марионеткой. Есть все основания считать, что и суд Анны и Каиафы над Иисусом был инспирирован Пилатом. Что это за основания?
Главное: Иисус был опасен для Рима. Это прекрасно осознавал Пилат, римский префект (прокуратор) Иудеи c 26 по 36 годы н. э.

Кто же он, этот Пилат?
Убежденный в том, что евреи - варвары, дикари, прокуратор Понтий Пилат прибыл в Иудею с намерением заставить евреев отказаться оттого, что он считал низменными и дикими обычаями.Он был первый из прокураторов, который посягнул на неприкосновенность еврейской религии. Он установил в Иерусалиме военные штандарты с изображениями императора, тогда как иудейский религиозный закон не терпел каких бы то ни было человеческих изображений, как идолопоклоннических. Его предшественники такого не делали никогда. Он не терпел ни малейших нарушений установленного им порядка и с холодной жестокостью казнил непокорных. Жизнь человеческая потеряла цену. Дороги были уставлены крестами с распятыми на них. За время римского владычества в основном - во время правления Пилата - было распято 50-100 тысяч евреев. Пилат настолько выделялся даже на фоне своего жестокого времени, что через несколько лет после казни Иисуса и после чрезвычайно жестокого подавления восстания, поднятого против Пилата самаритянами у горы Гаризим, правитель Сирии, которому был подчинѐн Пилат, отстранил его от должности и велел отбыть в Рим для дачи отчѐта в своих действиях императору Тиберию. Император был вынужден отстранить Пилата от прокураторства за его исключительную жестокость и жадность. Филон и Иосиф Флавий подчѐркивают, что иудеи у горы Гаризим восстали не против римской власти вообще, а только против жестокостей Понтия Пилата и его глумления над их святынями.
Налоговый и политический гнѐт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. По словам философа Филона Александрийского, жившего в то же время, Пилат несѐт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершѐнные без всякого суда. Римская администрация получала сведения о каждом шаге Иисуса и числила его в опасных мятежниках, тем более, что многие высказывания Иисуса выглядели как призыв не платить налоги Риму или как угроза разрушения Храма.
Популярность Иисуса росла. Ходили слухи, будто он собрал много народу и решил идти на приступ Иерусалима. Да и сам Иисус своими действиями способствовал этим слухам. Евангелия отмечают, с каким восторгом и царскими почестями встречали Иисуса массы евреев, когда он въезжал в Иерусалим. Например, евангелия рассказывают, как он посылает ученика "отвязать молодого осла, на котором еще никто не сидел", и за неделю до Пасхи въезжает на нем в Иерусалим. (По традиции привилегия въезда в Иерусалим на необъезженном осле принадлежала только царям). Он въехал в город, сопровождаемый ликующими криками паломников: "Благословен грядущий царь Израилев". Его встретили царскими почестями. Перед ним расстилали пальмовые листья и одежду, славили его как сына Давида. Не случайно основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: "Ты Царь Иудейский?", ибо притязание на власть, - в данном случае, в качестве Царя Иудейского, по римским законам, считалось опасным преступлением.

В праздники паломничеств, когда в Иерусалим со всей Иудеи стекались паломники в количестве сотен тысяч, римляне всегда принимали особые меры безопасности. Но в том 33 году н.э. положение было столь взрывоопасным, что Понтий Пилат покинул свою резиденцию в Цезарее и срочно вернулся в Иерусалим. Пилат уже подавил несколько восстаний непокорных евреев, и новый мятеж ему совсем не был нужен. Мятеж нужно было предотвратить всеми возможными способами – силой и интригами. И, прежде всего - устранить возможного возбудителя очередного бунта против Рима. Но Пилат не желал делать это явно "римскими" руками, дабы это не послужило дополнительным поводом для антиримского взрыва. Ему надо было обезвредить опасного мятежника и, в то же время, не накалять антиримские настроения сотен тысяч возбужденных паломников, собравшихся на пасху в Иерусалиме.
Следовало сделать это руками еврейских властей. Руками полностью послушных ему Каиафы и Анны - судей и подстрекателей - которым и самим Иисус представлялся неудобным возмутителем спокойствия. И он возложил инициативу обвинения Иисуса на своего ставленника Каиафу. Об активных действиях Пилата ещѐ на предсудебной стадии свидетельствует и участие в аресте Иисусав Гефсиманском садубольшого отряда римских воинов, вооруженных мечами, вместе со стражниками (храмовой полицией), вооруженных дубинками. Естественно, такая операция римского отряда не могла произойти без ведома Пилата.

И здесь подходим ко второму обвинению евреев, обвинению в том, что народ не позволил правителю Понтию Пилату помиловать Иисуса, а отдал предпочтение разбойнику Варавве. Итак, начало второго акта спектакля: "добрый" римский прокуратор вынужден уступить настоянию первосвященника и выносит смертный приговор. Лицемерие продолжается: чтобы сгладить плохое впечатление от приговора, вынесенного римской властью, Пилат выносит на суд "народа" вопрос помилования Иисуса. Хотя знает, что помилования не будет, что первосвященники и их прислужники спровоцируют нужным образомсобравшуюся толпу, большую часть которой составляла иерусалимская чернь, ("...nервосвященники истарейшины возбудили народ простить Варраву, а Иucуса погубить"). И вынудили толпу кричать совсем уж неестественную фразу: "кровь Его на нас и на детях наших" - окончательное снимавшую вину с Рима! Пилат удовлетворен, он "нехотя" подчиняется воле толпы и отправляет на Голгофу "самозваного царя Иудейского" с надписью на кресте: "Иисус Назаретянин Царь Иудеев".
И если игнорировать истинную жесточайшую суть Пилата, то рисуется умилительная картина: милосердный римский прокуратор озабочен тем, как бы не наказать без вины бродячего иудейского проповедника, и тщетно пытается убедить толпу евреев отпустить этого проповедника. Такая картина представляется совершенно несостоятельной. И, соответственно, несостоятельно и второе обвинение, выдвинутое против еврейского народа. Вина лежит на организаторах этой расправы, а не на народе.

Приведенные доводы, естественно, не являются ни полными и ни единственными. Но если бы в некотором подобном виде их услышали в "Пасторских посланиях", они могли бы послужить более убедительным обоснованием признания непричастности еврейского народа к распятию Иисуса Христа, чем рассуждения о "вине части и невиновности целого". И, возможно, мысль о невиновности еврейского народа в смерти Иисуса восприняло бы большее число людей, и вражды к Народу Книги стало бы меньше. Дождемся ли?..


Марк Гинзбург в СССР руководил разработкой государственных информационных систем. Автор около 100 научных работ и изобретений, нескольких монографий. В США преподавал в колледжах математику и иудаизм. За циклы лекций в штатах Массачусетс и Нью-Джерси отмечен премией "Корона Торы". Автор книг "До, После, Над", "Берег моря суеты", "10 лет с правом переписки", "Этический иудаизм". Книги и статьи Марка Гинзбурга издавались в Америке, России и Германии. Живет в Бостоне.