Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Юрий ГИК



Текст был опубликован в журнале "Черновик" (№ 19, 2004 г.)


ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА



(Статья прочитана) на семинаре "Проблемы современной поэзии" в Институте Русского языка Российской Академии наук, Москве, 23 октября 2001 г.)

Цель:
А) дать понятие визуальной поэзии с помощью определений и примеров работ поэтов-визуалистов середины XX века и современных западных поэтов.
Б) привести типологию визуально-поэтических произведений на основеанализа моего мэйл арт архива с 1994 года по настоящее время.
При подготовке статьи использованы материалы личного мэйл-арт архива, информация иностранных сайтов в Интернете.

I. Вступление.
Визуальная поэзия — это жанр искусства, находящийся на стыке литературы и традиционного изобразительного творчества (живописи, графики). В России в последнее время, начиная с 90-х гг. XX в., мы наблюдаем рост интереса к этому явлению: об этом свидетельствует как обилие новых имен поэтов, делающих визуальные произведения, так и большое количество публикаций на эту тему. Среди наиболее интересных публикаций я хотел бы отметить раздел "Визуальный прорыв" книги С.Бирюкова "Зевгма. Русская поэзия" (М., 1994), где доказывается преемственность современных визуальных поэтов России и мастеров русского авангарда начала XX века; журнал НЛО N16(1995), посвященный современной российской визуальной поэзии, где наряду с образцами работ напечатано большое количество исследовательских текстов; а также разделы "Фигурные стихи" и "Конкретная поэзия" книги М.Л.Гаспарова "Русский стих начала XX века в комментариях" (М., 2001), где исследуются отдельные визуальные поэмы.

II. История визуальной поэзии.
Идея отношения к тексту как к графическим элементам имеет древнее происхождение. Первые известные нам фигурные стихи писали еще древнегреческие поэты Александрийской школы. Множество изящных образцов интеграции текста и графических изображений было создано авторами рукописных книг средних веков и Нового времени. Текст, слова и буквы использовали в качестве элементов живописных и графических произведений французские кубисты, итальянские футуристы, русские кубофутуристы, артисты движения Дада.

III. Перейдем к теории и практике визуальных поэтов 1950 — 60-1 гг.
Подлинный расцвет и действительно массовый характер визуальная поэзия обрела в 1950 — 60-е гг., когда появилась на свет "конкретная поэзия", породившая огромное количество визуальных поэтов во всем мире. (Конкретная поэзия является жанром визуальной поэзии). Сейчас мы имеем картину, когда визуальная поэзия фактически на равных конкурирует с традиционной. Характерно, что на больших западных поэтических сайтах (в Интернете) как правило, можно найти как разделы традиционной, так и визуальной поэзии.
Визуальная и конкретная поэзия — это очень пестрый мир разнообразных техник. Невозможно дать единого четкого определения визуальной или конкретной поэзии. Поэтому для получения адекватного представления об этом сложном явлении давайте обратимся к теории и практике поэтов-конкретистов 1950 — 60-х гг.


Швед Ойвинд Фальстрем в "Манифесте Конкретной Поэзии"( 1952 — 1955) настаивает на том, что можно создать поэзию, не имеющую символического содержания, состоящую из структур как таковых.

"Поэзия может быть не только подвергнута анализу, но также быть создана как структура. Не только как структура, подчеркивающая выражение идейного содержания, но также как конкретная структура. Попрощаемся со всеми видами упорядоченной или неупорядоченной частной, психологической, современной, культурной или универсальной проблематики. Определенно, слова являются символами, но не существует причин, почему бы не построить поэзию и не вести соответствующие эксперименты на базе языка как конкретного материала. Его работу "деталь из Таблицы" можно рассматривать как структуру, состоящую из неких иероглифов-букв.


Швейцарец Юджин Гомрингер в статье "Конкретная поэзия" (1956) говорит об изоморфизме формы конкретных поэм и их лингвистической структуры.

"Поэмы являются обнаженными лингвистическими структурами, и видимая форма конкретной поэзии идентична их структуре, как и в случае с архитектурой"
Позже в статье "Поэма как функциональный объект"(1960) он рассказывает историю возникновения конкретной поэзии и называет ее "рабочей гипотезой различных развивающих процедур", определяя тем самым динамичность и разнохарактерность явления.
"Несколько лет назад я определил новую поэму как функциональный объект. Это определение было принято одними как знак времени, введший в заблуждение молодежь, а другими как рабочую гипотезу для развивающих процедур. В то же время в Южной Америке, или точнее, в Сан-Паулу, сформировалась группа, чье определение поэмы соответствовало моему. Я назвал свои поэмы "созвездиями", имея в виду реминисценции на поэмы прежних времен разных поэтов с подобными названиями. Позже, после того как разнообразные формы были созданы, мои друзья в Сан-Паулу и я создали группу для экспериментов под названием "Конкретная поэзия". Таким названием мы хотели отдать должное конкретным художникам в Цюрихе — сильной группе, импульсы от которой распространялись по всему миру с начала 40-х годов. С 1942 г. мое создание "Созвездий" было решительно под влиянием этой группы. Сегодня "конкретная поэзия" — это общий термин, включающий большое количество поэтико-лингвистических экспериментов, характеризуемых созвездиями, идеограммами, стохастической поэзией и т.д.; добросовестное изучение материала и его структуры: материал означает сумму всех знаков, которыми мы делаем поэмы".
Его работа ЗПепсю (Тишина) является одной из наиболее известных конкретных поэм. Феномен молчания переведен в пространственную плоскость: отсутствие слова становится нулевым знаком.


Бразильские конкретисты утверждали, что пришла пора заменить линейно-временной ряд стихотворений пространственно-временным (в статье "Пилотный план конкретной поэзии" 1958).

"Допуская, что историческая роль слога (формально-ритмической единицы) завершилась, конкретная поэзия признает графическое пространство в качестве структурного агента. Структура "пространство-время" заменяет простое линейно-временное развитие. Следовательно, важен концепт идеограммы как в общем смысле пространственного или визуального синтаксиса, так и в специальном смысле метода композиции, основанном на прямой аналогии, а не на логически-дискурсивном сопоставлении элементов".
Поэма "Пример 2" Гарольдо Де Кампоса представляет собой пространственную вариацию пословицы "Слово — серебро, молчание — золото".
Слово — серебро. Молчание — золото. Головы — серебро. Хвосты — золото. Слово — молчание. Стоп. Серебро — молчание. Золото — речь. Ясность. Здесь мы видим процесс интеллектуального понимания пословицы, разложение элементов смысла и реинтерпретация ее. От нормативного словоупотребления автор приходит к абсурдному, но в нем-то и открывается истина пословицы.


Пьер Гранье (Франция)в статье "Позиция 1" Международного
Движения" (1963)разделяет конкретную, визуальную и обьективную поэзии.

"Поэзия повернулась от искусства к действию, от декламации к "созвездию", от фразы к структуре, от песни к энергетическому центру... Конкретная поэзия — это работа с материалом языка, создание с помощью него структур и передача по преимуществу эстетической информации него структур и передача по преимуществу эстетической информации. Объектная поэзия — это рисунок, графика, скульптурное и музыкальное сопровождение, возникающее благодаря совместной деятельности художников, скульпторов, музыкантов и типографов. Визуальная поэзия — это слово или его элементы, взятые как объекты и центры визуальной энергии
Поэма "кино" Ильз и Пьера Гарнье характеризуется ритмом, подобным смене кадров в кино. смене кадров в кино. Малларме и, также, как и Юджин Гомрингер, сравнивает ее с современной архитектурой. Сержио Бесса в своих статьях объясняет конкретную поэзию через работы "основания конкретной поэзии можно найти в поздней "типографской аграфии", по выражению Р.Барта, Стефана Малларме..." "для поэтов бразильской школы, концепт "конкретность" был взят в архитектурном смысле: структурный материал "бесконечных экспрессивных возможностей", элемент, который не только освободит архитектуру от тирании языка изящных искусств, но также откроет ее насущным социальным нуждам."
Макс Бене (Германия) в статье "Конкретная поэзия 2" (1965) объясняет конкретную поэзию с помощью лингвистических сущностей. "конкретная поэзия — это стиль материальной поэзии, если это понимать как вид литературы, которая подразумевает лингвистические структуры (такие как звуки, слоги, слова, последовательности слов, парадигмы слов) в первую очередь как представления мира лингвистики. Кроме того, язык материальной поэзии не является предметом конвенциональных правил грамматики и синтаксиса обычной речи, но подчиняется правилам уникальных визуальных и структурно ориентированных моделей." Итак, мы видим, что визуальная (и в частности, конкретная) поэзия включает в себя ряд техник и приемов, объединенных отношением к тексту как к графическому элементу.

IV. Визуальная поэзия и мэйл-арт.
Визуальная поэзия и мэйл-арт в к. XX — начале XXI века развиваются в тесной связи друг с другом. Многие мэйл-артисты являются визуальными поэтами, и наоборот. Визуальной поэзии посвящены отдельные мэйл-арт проекты, (см. каталог Аппа ВозсЫ "МА1Ь АКТ 4" (Италия, 1996)), а многие именитые визуальные поэты распространяют свои произведения через мэйл-арт сеть, как это делает, например Пьер Гарнье.

V. Переходим к типологии современной визуальной поэзии.
Введем еще одно определение визуальной поэзии, данное современным уругвайским поэтом Клименте Падином, работающим в этом направлении с 1960-х гг. Сейчас мы с ним активно обсуждаем проблемы визуальной поэзии. В ходе нашей напряженной и-мэйл-дискуссии о разделении графики и визуальной поэзии, родилось вот такое определение: "Визуальная поэзия — это жанр экспериментальной поэзии, а значит может рассматриваться среди других литературных жанров". Как универсальный формальный признак визуальной поэзии я рассматриваю наличие вербальных компонентов (т.е. букв, слов, предложений и т.п.) в произведении.
Исходя из этого признака, я выделил визуально-поэтические работы из своего мэйл-арт архива и вывел типологию современных визуально-поэтических техник и приемов.


1 группа. Нестандартное расположение текста на плоскости. (Barri Edgar Pilcher Ирландия, 1997): Обратите внимание, в верхнем правом углу слово Bird образует так называемую фигурную поэму.

2 группа.Фигуры, состоящие из текста или его элементов. (Henning Mittendorf Германия, 1998): здесь мы видим фигурную поэму в виде сердца, образованную словами Дада.

3 группа. Буквы как значимые элементы композиции картины. (Clmente Padin, Уругвай, 1999): с левой стороны композиция — остановите бомбардировки Югославии.

4 группа. Текст как фон или часть фона работы. (Oronzo Lizzi, Италия, 1996)

5 группа.Текст как декоративный элемент картины (текстовый дизайн). (Hoshi Cinosi, Италия, 2001)

6 группа. Палимпсест. (Bartek Nowak Польша, 1996)

7 группа. Абстрактные композиции из текста или его составляющих. (Keiichi Nakamura, Япония, 2001)

8 группа. Деструкция и метаморфоза текста — (Henning Mittendorf Германия, 1995): Слово " Правда" превращается в слово "правдада".

9 группа. Изображение как слово или часть слова (ребус) (Keith Bates Великобритания, 1997). Здесь зашифровано слово Moscow.

10 группа. Текст как элемент схем, структур, диаграмм. (Andrea Massaro, Италия, 1999)

11 группа. Анаграмма, (Hans Fricker, Австрия, 1999): Анна Блюм — название известной визуальной поэмы начала XX ека Курта Швиттерса — превращается в Menu Banal (обычное меню).

12 группа. Эксперименты с авторским алфавитом, (Юрий Гик, 1995 г.).

13 группа. Книги — визуальные поэмы (Brend Rechern, Бельгия и Keiichi Nakamura, Япония, 2001)

14 группа. Нестандартное расположение текста на плоскости: — текст как расшифровка изображения. (Bernd Reichert, Бельгия и Keiichi Nakamura, Япония, 2001)