Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Николай БЕЛЯЕВ



"Как время катится в Казани золотое..."

* * *


Над площадью звезда ночная зажжена…
Как пусто, холодно, как ветрено и сиро!
Лишь на вокзалах так обнажена
трагическая бесприютность мира.


* * *


Над снежным разливом,
по дамбам пустынным
чуть подсвечивая облака,
летят фонари журавлиным клином,
острым клином без вожака.
Прищурься — их крылья из радуг сотканы
околосолнечных ярких тонов.
Летите, мои неподвижные соколы,
ночные светила пустых городов…
Мне так одиноко у этих старинных
провинциальных русских кремлей.
с холма озирающих сон на равнинах,
где прячутся избы в толпу тополей.
Здесь храмы светлы, как святое писание,
и тени столетий мелькают в ночи,
и настоящее — неосязаемо,
а прошлое дышит в затылок, кричит.

Слезами и кровью узорная кладка
замешана —
руки и ныне болят.

У прошлого цепкая, мертвая хватка
и немигающий пристальный взгляд.
Увы! — белокаменным нашим былинам
несладко — смотреться в его зеркала.
…Летят фонари журавлиным клином,
и ни двора у них, ни кола…


Велимир Хлебников


В огромной стране,
где любимым присловьем
было: "Я — человек маленький..."
он выбрал себе высокое имя:
Велимир,
Председатель Земного Шара.
Но это — поздней.
А начало — в Казани.
Нищий, странный студент
естественного факультета
вдруг почувствовал силу расщепленного слова,
транc-УРА!-новых,
разлетающихся кузнечиками понятий,
и склонился, и разглядел мгновение,
"крылышкующее золотописьмом"...
Потом:
— Сумасшедший!
— Гений!
— Антихрист! —
гремели проклятья и славословья.
Солдатчина дух на плацу выколачивала.
Мял в медвежьих объятьях Бурлюк.
Рождались и лопались школы и школки…
...Гуль-мулла, заклинатель трав,
косноязыкий язычник Хлебников
как глухарь —
два крыла шинеленки драной,
свое токовал, толковал свое.
Вечно голодный, худой, как вобла,
он бродил по огромной, простреливаемой земле,
тревожа умы — Пророк Запредельного,
необъяснимый, как Тунгусский метеорит.

Путь его светится и не гаснет.
И Слово — излучает тревогу.
Так поступает с людьми Природа,
когда молчать ей невмоготу.


* * *


Пришла Гора к Магомету,
а его, как всегда, дома нету.
Видно, ходит, ислам проповедует...
Рассердилась Гора, как следует!
Возвращаясь, стерла с лица земли
города, что по камешку мы возвели.
Две державы в священную ввергла войну,
а одну, островную — пустила ко дну…
Было это иль не было —
нынче уже не поймешь.
Но — пятнадцать столетий
пугаются девушки грома...

Магомет, дорогой, если в гости зовешь,
будь и сам —
не в гостях, не в разъездах,
а дома!


Американец, осмотрев Царь-колокол...


Александру Белугину

Американец, осмотрев Царь-колокол,
сказал: — Вы, русские, народ необъяснимый.
При современной технологии — пустяк! —
хороший сварщик заварил бы эту трещину,
осколок — точно к месту присадил...
Поднять на колокольню, закрепить...
И пусть гудит — три века промолчавший!..
Но вы боитесь этот голос услыхать.
И может, здесь вы, как ни странно, правы!


* * *


Храм, верней — его скелет, останки.
Хлам совхозный. Но однако — храм.
Он всегда был выше нашей пьянки.
Не свалил его минувший хам.
В нем цемент хранили и запчасти,
кирпичи, комбикорма, ячмень...
Вот и сберегли от злой напасти.
И настал для храма светлый день.
Побелили, крест — позолотили,
тонкую затеплили свечу...
А грехов своих не оплатили
и на грош…
Silentium. Молчу.


* * *


Я не хочу перо приравнивать к штыку.
Штыком — чему научишь человека?
Поэзия — подобна роднику
с живой водой:
— Приди, испей, калека…


Как задумал царь Иван Васильевич...


А. П. Межирову

Как задумал царь Иван Васильевич
русскую Историю писать,
повелел холопам расторопным
летописи по Руси собрать.
И, прочтя все то, чем володели
святорусские монастыри,
в гнев пришел:
— Ишь мелют, пустомели!
Только смуты, распри? Черта с три!
Вольность новгородскую, пскопскую
вспомнили! Нашли о чем жалеть,
о базаре вечевом тоскуют!
Господи, да это ж — ошалеть!
И узнала летопись впервые
правку, злой редакторский смешок.
Царь два свитка исчеркал в порыве,
но — устал, остыл, и оба — сжег.
И писать Историю раздумал:
тут, мол, хватит рабского ума,
холуя пограмотней найду, мол,
и пойдет, напишется сама!


* * *


Весенний, молодой, бездумный ветерок.
А мне сегодня не дает покоя
державинский полузабытый слог,
сквозь два столетья долетевший вздох:
"Как время катится в Казани золотое..."

Приду в музей.
В покое, в тишине,
в рабочей комнате лицо твое простое
смущенно расцветет навстречу мне:
— Вот видишь — и весна уже в окне...
"Как время катится в Казани золотое..."
— Ты скоро?
— Скоро... Поброди пока…

Вверх поднимусь,
по лестнице — направо,
минуя каменные, темные века,
я сразу — в золотой,
где лапти и соха,
портрет какого-то насупленного графа,
и в уголке — державинская арфа,
что так растрогала когда-то старика.
Но струны, видно, оборвала смерть,
иль времена, когда трясли устои.
Поглажу стертой позолоты след.
Вернусь к тебе. И улыбнусь в ответ:
"Как время катится в Казани золотое..."

Куда спешить? Я молча посижу.
Не торопись, любимая, пустое!
Мне хорошо, спокойно — я с тобою.
Чего еще желать?
Глаза прикрою,
и суеверно, бережно твержу:
"Как время катится в Казани золотое..."


Старая Елабуга


Памяти М. И. Цветаевой

На пыльном тротуаре куры квохчут.
В окне — холеный кот, аршинные усы.
Степенные гусыни здесь полощут
в зеленых лужах красные носы.
Здесь бродишь, словно что-то вспоминая,
несуществующие слышишь голоса...
И вздрогнешь вдруг
от бешеного лая
и хрипа в щель
ощеренного пса…
В одном из этих рубленых домишек
в сенях доныне сохранился крюк,
петлею, выпущенной из усталых рук,
такое жадное дыхание смиривший
души,
принявшей в жизни столько мук!
Души, умевшей плакать и смеяться
с неженской силой песенной строки
в такой неподходящей ситуации,
когда сшибают лбы материки.
И взгляд отводит даже друг твой лучший,
и ты за Камой, словно за чертой,
и пострашней удушья —
равнодушье
чугунной опускается плитой.

А остальные вовсе — вскользь и мимо.
И в окнах лица падают в герань.
И боль бесчеловечна, нестерпима,
и — дерзко, как в поэзии — пора! —
она шагнула неостановимо
за грань.
Сама.

...Крестясь, ей вслед Елабуга глядела.
И так по-русски — всхлипами колес,
телега тело легкое отпела.
Но крюк торчит, как ввинченный вопрос.
А если сверху, с кручи —
вид отличный:
домишки, купола, над крышами — дымок...
Патриархально-чинный и приличный
районного значенья городок.


* * *


Я себя в бутылку запечатаю,
брошусь в Клязьму, проплыву Оку,
в Нижнем — Волгой-матушкой покатою
закачаюсь, лежа на боку.
А перед Казанью пробку высажу,
выйду, одурев, на бережок.
И в кустах ивовых палку вырежу,
подходящий посох-посошок.
Побреду — с улыбкой покаянною
в город мой, где молодость прошла,
промотала утречко туманное,
солнцем сердце глупое сожгла.
Ты другой, мой город, думать нечего —
все твои кварталы обозреть…
Тих, задумчив час людского вечера.
Ночь глуха, необъяснима Смерть.
Но, пока мы живы — над разгадкою
думаем, за мертвых и живых.
Теплится в душе огонь — лампадкою
в темном, теплом Храме Всех Святых.


Сосна


Не всем, не все на свете удается,
но удалось, и словно с плеч — гора.
Сосна росла, как в каменном колодце —
внизу, на дне глубокого двора.
Когда-то и она от солнца слепла,
но город рос, и таял древний бор…
Каким клочком ей заменили небо,
каким гвоздем пришили к ней забор!
Опутали ее домохозяйки
надежною веревкой бельевой.
Все повидала — и гульбу, и драки…
Живúцей светлою залечивала знаки,
которые оставил нож тупой.
Сарай и тот стоял к сосне спиной.
Вот так и не жила, а вековала.
И не ждала уже иной поры.
Но каждый год Весна атаковала
потоком солнца — души и дворы.
Мучительно оттаивали корни…
И было страшно в эту ночь, когда
она по стеклам била хвоей черной,
какой-то новой силой налита.

А утром в окна чистые ломился
языческий Ярило — бог Весны.
Я рано встал. И мало удивился,
не обнаружив во дворе сосны.

Она — ушла.
(— Вы бредите, Беляев!)
Ушла, по лужам волоча белье.
Она ушла.
Хоть так и не бывает.
Ушла и все!
Я счастлив за нее.