Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Колонка редактора


        Друзья!

Этот номер необычный. Он посвящен одному поэту — Анне Альчук (1955-2008).
С Анной Альчук я общался восемь лет — с тех пор, как стал издавать журнал "Футурум АРТ". Она была очень веселым, светлым, благодушным человеком. Абсолютно спокойным и неконфликтным. Она всем была довольна, что редко встречается в среде поэтов — они, как правило, на кого-то (друг на друга) обижаются.
Заходила ко мне в редакцию со своим замечательным внуком, всегда улыбалась, часто звонила, ни на кого не жаловалась. Убежден, что покончить с собой эта светлая женщина не могла. Скорее всего, это был несчастный случай.
Аня регулярно присылала нам в редакцию стихи — мы их с радостью печатали. И в "Футуруме", и в "Детях Ра". В 2005 году я издал ее книгу стихов "не БУ". Печатал и интервью с ней.
В номере 5-6 "Детей Ра" за 2007 год она так ответила на блиц-опрос (печатаю с сокращениями).
"— Кто из больших современных поэтов незаслуженно редко попадают на страницы "толстых" журналов, замалчиваются критиками?
— Я не могу выступать экспертом по "толстым" журналам. Кроме "Футурум АРТа", "Детей Ра", "Журнала ПОэтов" и "Воздуха" (это толстые журналы?), я ничего (скорее всего, напрасно — просто нет времени) не читаю.
Впрочем, по поводу нескольких значительных поэтов могу сказать со всей определенностью: недостаточно изучена, очень редко упоминается талантливая поэтесса Нина Хабиас; нигде не фигурирует, практически выпал из обоймы крупный поэт, сильная и независимая личность Владимир Гершуни; незаслуженно мало пишут об утонченном и блистательном Владимире Казакове; не знаю, печатают ли в толстых журналах Нину Искренко? Есть ли о ней осмысленные критические статьи? Во всяком случае, ее яркое дарование этого заслуживает, как, несомненно, большего внимания заслуживает интересный поэт-заумник Глеб Цвель.
Если же говорить о живущих, похоже, мало печатают Всеволода Некрасова…
— Возможна ли в принципе объективная оценка творчества поэтов?
— Возможна лишь post factum, при жизни практически невозможна. На оценку творчества поэта слишком влияют такие факторы, как тусовочность, способность поддерживать массу нужных отношений, влиятельность, связь с масс-медийными ресурсами, то, насколько ты нравишься славистам, что, в свою очередь, зависит от того, насколько легко тебя переводить… Еще на начальном этапе важно попасть в правильную группу прорыва. В России индивидуальную карьеру делать очень трудно".

Интервью оказалось во многом провидческим. И объективную оценку творчеству талантливейшей Анны Альчук мы сможем дать только сейчас.
Как поэт Анна Альчук была уникальным явлением. Она находила тайные смыслы и коды в Слове, расщепляя его, как физик, на атомы. Она вызвала целую волну подражателей, но, похоже, этого не замечала.
За три месяца до своего трагического исчезновения Аня прислала мне свои новые стихи, мы их напечатали в номере пять "Детей Ра" за 2009 год. Страшные, пророческие стихи — она предвидела свою судьбу.


          * * *
ОТлеТЕЛА душа
отдышалась
отрешилась от шлака и —
вширь
            просияла на синем

отсель
 несиницей в руках саркофага —

прошивающим Землю дождем
журавлем

обживается вечность


Тут нечего добавить — поэтом обживается вечность. Помолимся за поэта Анну Альчук.
…Этот номер мы составили с Татьяной Михайловской и Сергеем Бирюковым, которые приняли основной груз работы на свои плечи.
Мы также печатаем уже известные стихи Анны, которые ранее были опубликованы в "Детях Ра" и "Футуруме".
А следующий номер будет посвящен фестивалю поэтов имени Марины Цветаевой, который ежегодно проходит в Александрове (Владимирская область).
Оставайтесь с нами!


Евгений СТЕПАНОВ