Иван ТЕРТЫЧНЫЙ
СКВОЗНЯК
Рассказ
И вот осталось позади ещё одно пустоватое степное пространство, и снова справа и слева от дороги, огороженной пирамидальными тополями, протянулись вдаль зелёные шеренги виноградников и абрикосовых садов… И вот замелькали за стёклами нашего авто осанистые дома с крепкими металлическими воротами — начиналась какая-то станица.
Завидев на обочине белые вёдра, увенчанные горками пожелтелых абрикосов, Наталья попросила Сергея Сергеевича остановиться. Они вдвоём вышли из машины, чтобы взглянуть на фрукты повнимательнее и, может быть, прицениться. Я же только снял тёмные очки и, поёрзав на сиденье, уселся поудобнее. Что мне они, эти желтобокие абрикосы? Пожалуй, с куда большим удовольствием я съел бы сейчас разрезанный на половинки свежий огурец, посыпанный крупной солью. Ну а кому-то только успевай подавать южные фрукты. Вот, скажем, Наталья…
Едва мои спутники достигли цели, в проёме распахнутой калитки тут же появилась невысокая моложавая женщина в цветастом халате. Лёгкими шагами она в считанные секунды одолела малое расстояние и, улыбнувшись и коротко глянув на Наталью, поздоровалась с Сергеем Сергеевичем. Боковое стекло было приспущено, и потому я, не напрягая слуха, слышал каждое слово.
— И почём ваши абрикосы? Дорогие, наверное?
— А сколько вы будете брать? — ответила вопросом на вопрос женщина. И улыбнулась.
— Может быть, ведёрко, — предположил Сергей Сергеевич. — А?
— Трудно сказать почём… — женщина на миг задумалась. — От если б взяли ведёрка два-три, я б сразу сказала почём…
— Беру три! — решительно сказала Наташа и достала из сумочки кошелёк. — Да, три! И сколько нужно заплатить?
— Сколько-сколько… Та сколько хотите, столько и платите!
Казачка тихонько и радостно рассмеялась, словно у неё камень с души свалился.
— Хорошие абрикосы, — сказал, открывая багажник, Сергей Сергеевич.
— Прекрасные абрикосы! — оценила свою покупку Наталья. — Ну, Сергей Сергеевич, вы, похоже, приносите людям удачу…
На игрушечно-поддельном казачьем хуторе на морском берегу, куда нас, дабы распотешить, решил завезти на часок Сергей Сергеевич, мне почему-то сразу не понравилось. Зной, вылизанные — ни пылинки, ни соринки — беленькие хаты, организованные забавы, толпы туристов-ротозеев с фотоаппаратами… Единственное, что увлекло и даже немного растрогало, — это старинная песня, исполненная хором во главе с пожилой певуньей в узорчатом одеянии; отчаянно-искреннее звучание её чистого голоса вело за собой весь хор, оживляло его старательное исполнение… В её пении, казалось, нежно светилась неистребимая временем правда сердца, некогда вверенная ей небесной волей. Знала ли она об этом? Может быть, да, а может быть, и нет. Она жила в своём трепетном голосе, окидывая внутренним взглядом собственную судьбу — счастливую, несчастную ли… Я уж был готов, дождавшись паузы, подойти к певунье, сказать ей благодарное слово, легонько, по-родственному приобнять, но — вот диво! — мои спутники, неведомым образом уловив моё взволнованное настроение, стали поглядывать на меня, и мне пришлось, мысленно махнув рукой, направиться к машине.
В череде мелькающих тополей я нечаянно, мельком углядел скромный дорожный указатель "Тамань", а вскоре появилось и его могучее белокаменное повторение, его-то невозможно было не заметить даже самому рассеянному пассажиру, ну а водителю — тем более…
Неспешно ступая затёкшими ногами, мы перешли небольшую площадь и увидели сизую гладь моря.
— Тут рядом домик Лермонтова, а по соседству — музей. Зайдём? — предложил Сергей Сергеевич.
Наташа не ответила. Она увлечённо разглядывала живую картину моря, возможно, надеясь увидеть "парус одинокий"… Я же не колебался:
— Нет! Хочется спуститься к воде и оттуда посмотреть на берег. На обрыв. Про обрыв я сказал не случайно, воображение нарисовало мне его много-много лет назад в тот самый день и час, когда я впервые прочитал "Тамань". И вот теперь нестерпимо хотелось сравнить мысленную картину с оригиналом.
Глаза Сергея Сергеевича засияли-залучились за широкими стёклами очков, и он одобрительно кивнул, будто я угадал какое-то его заветное желание:
— Годится. Пойдём вниз.
Быть в летний зной у воды и не искупаться…
После трёх-четырёх коротких заплывов мы собрались в кружок и, стоя по грудь в воде, стали обмениваться недолгими впечатлениями.
— А водичка здесь куда теплее, чем в Анапе…
— Азовская, здорово прогретая, смешивается с черноморской, вот он и получается, друзья мои, эффект такой.
— Дно, как на ладони… Ни волн, ни ветра…
Беззвучно качается-покачивается море, и требуется невидимое усилие, чтобы оставить его приветливые объятия и отправиться на сушу.
Я отвёл правую руку в сторонку и от избытка чувств легонько похлопал ладонью по воде. И вот тут… И вот тут, когда рука расслабленно лежала ладонью вверх на зыбкой влаге, откуда-то из воздуха скользнуло наискосок и легло на мокрую ладонь длинное птичье перо. Белое остроконечное перо с золотистым отливом. Мои товарищи переглянулись и изумлённо уставились в моё лицо, словно на нём внезапно появилась диковинная маска.
"Птица?.." — именно так, скорее всего, подумал каждый из нас, поскольку, не сговариваясь, мы обратили взоры к небу. Но, кроме мягкого солнечного сияния и блёклой синевы, там, увы, ничего увидеть не удалось.
— Это что — дар поэта? Он увидел в тебе нечто близкое? Мол, продолжай, товарищ, писать задуманное?
— Да, вот и предполагай, что хочешь… — поглядывая на золотистое перо в моей руке, смущённо произнёс Сергей Сергеевич. — Похоже, Наташа права: дар поэта. Тем более, вон там, над обрывом, стоит домик, где он однажды пребывал, да и на море здесь смотрел, думал о чём-то, конечно…
И тут же, жестикулируя мокрыми руками и, как мне почему-то показалось, совершенно не к месту процитировал:
— "Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить…"
— Ну как, здорово? Но сейчас здесь совсем не так. Правда?
Что я мог ответить Наталье насчёт "дара поэта"? Взгляд мой на мир давно не мальчишеский, наивно-восторженный. Моё дело — стол, бумага… Я бы мог ответить вслух иное, очевидное: как хороша эта прилипшая ко лбу русая чёлка, как приманчивы чуть мерцающие карие глаза и приоткрытые вишнёвые губы…
Да и, вообще, к лицу ей, нашей спутнице, это море!.. Но, естественно, насчёт "вслух" я малость погорячился. Море, как выяснил, к примеру, герой только что процитированного произведения, не лучшее место для свиданий и искренних объяснений…
Сказать же что-то Сергею Сергеевичу в ответ на его, схожее с предыдущим, предположение тоже непросто; что-то серьёзное — не выйдет, потому что сказать мне нечего; иронично же пошутить невозможно, глядя на его широкую ясную улыбку, восторженно сияющие глаза. В кои веки человек вырвался из цепких объятий экономики и оказался, похоже, свидетелем мистического случая… И всё же я каким-то образом вышел из странного положения, и мы, поддерживая наш общий разговор о красотах местной природы и прелести морской воды, побрели к берегу…
И вроде бы с утра разлита в воздухе беспощадная жара, а так явственно, так ощутимо студил затылок и спину сквозящий над зыбью тягучий ветерок.
Ночью я спал беспокойно: просыпался, засыпал… И вот снова очнулся от неясного шороха. Я медленно открыл глаза, повернул голову — и остолбенел: в дальнем углу моей комнаты стоял какой-то рослый тип, темноволосый, в тёмной рубашке… Его я разглядел в одну секунду — лунный свет мягко сеялся из-за моего изголовья (я так и не опустил жалюзи: читал-читал и незаметно задремал).
Мужчина шевельнулся и приподнял затенённое лицо. Теперь, при лунном свете, я увидел, что он ещё довольно молод. Помолчав и, видимо, рассмотрев меня, он резко спросил:
— Ну и что же будем делать?
Перспектива в любом случае вырисовывалась для меня невесёлая: крепкая фигура незваного гостя, его решительный вид и поблёскивающие глаза…
— Я говорю… — выдержав паузу, незнакомец приподнял плечи. — Что ты думаешь об этом? О случае на море?
Волна неожиданного гнева подняла меня с постели.
— Что значит "думать об этом"?! О каком таком "случае"?!
Голос мой зазвенел, страх разом куда-то улетучился. И я шагнул навстречу незнакомцу. Он неожиданно отступил к порогу — на шаг, потом ещё… И, повернувшись к стене, толкнул её свободной рукой… Я ничего не мог понять: передо мной висело длинное узкое зеркало в деревянной рамке — и никакой дверцы, и никакого движения. Я — да, вот я… И больше никого. Я расслабил наконец кулаки и для пущей уверенности потрогал ладонями зеркальную гладь. Холодок стекла, сплошного стекла — и никакого за ним пространства, и никаких следов дерзкого незнакомца… Да и был ли он? Я взглянул на циферблат мерно тикающих настенных часов: половина четвёртого. И потянул за ручку балконную дверь. Ночной холодок обнял меня и потёк дальше, в комнату, и ещё дальше — в невидимую щель под входной дверью… Живая ночная тишина мало-помалу успокоила гулко стучавшее сердце, напряжённое тело расслабилось, обмякло… Опираясь на прохладные перильца балкона, я неторопливо рассматривал дальние россыпи звёзд, огоньки невидимых во тьме селений, вдыхал пахучий воздух, любовался притихшим рядом с лунным диском крохотным белым облачком… а потом с непонятным умилением коротко подумал о хозяине дома Сергее Сергеевиче, спящем сном праведника на своём любимом кожаном диване, о нашей спутнице Наталье, облюбовавшей тишайший второй этаж и широчайшую кровать у закрытого зеленью платана окна…
Где-то недалеко — показалось, что совсем рядом, у соседского забора — вдруг ни с того ни с сего заорал молодой петух, через минуту-другую ему ответил такой же хриплоголосый собрат. "Э-э! — понял я. — Пора мне возвращаться в постель, иначе с этими горлопанами придётся на балконе до самого утра куковать".
Ожидая прихода сна, я вспоминал поездку в Тамань: мерное колыхание моря, длинный желтоватый обрыв над водой, белёную снаружи и изнутри чистенькую хату, где недолго жил офицер-постоялец, будущий автор великого романа, её скромный быт (стол, кровать, сундучок, два кувшина — вот, кажется, и всё), соседний музейный домик, где с благородной простотой явлены неразговорчивым посетителям разнообразные экспонаты, думал о том, что наитие порою не подводит меня: рассматривая на портрете лицо молодого гусара — свежее, чуть припухлое, с глазами, полными надежд и весёлого спокойствия, я невольно, ощутив щекою мягкое движение некоего холодка, перевёл взгляд на висевший поодаль портрет того же гусара (на портрет фотографический, дагерротип, который только-только появился в России) — и был потрясён. Где же та свежесть лица, припухлость щёк, губ?
Где полные жизненной энергии глаза? Я был потрясён. Я подошёл поближе, и моё потрясение не только не улеглось, оно даже усилилось: передо мною было лицо старика.
Уже подрёмывая, я вдруг вспомнил про перо из Тамани. Вчера я положил его на тумбочку у кровати. Я повернул голову — настольная лампа и… больше ничего! Неужели унесло куда-то сквозняком? Я приподнялся и огляделся. А, вон оно где! Перо почему-то покоилось на подоконнике, золотисто мерцая под лунным светом.
Завидев на обочине белые вёдра, увенчанные горками пожелтелых абрикосов, Наталья попросила Сергея Сергеевича остановиться. Они вдвоём вышли из машины, чтобы взглянуть на фрукты повнимательнее и, может быть, прицениться. Я же только снял тёмные очки и, поёрзав на сиденье, уселся поудобнее. Что мне они, эти желтобокие абрикосы? Пожалуй, с куда большим удовольствием я съел бы сейчас разрезанный на половинки свежий огурец, посыпанный крупной солью. Ну а кому-то только успевай подавать южные фрукты. Вот, скажем, Наталья…
Едва мои спутники достигли цели, в проёме распахнутой калитки тут же появилась невысокая моложавая женщина в цветастом халате. Лёгкими шагами она в считанные секунды одолела малое расстояние и, улыбнувшись и коротко глянув на Наталью, поздоровалась с Сергеем Сергеевичем. Боковое стекло было приспущено, и потому я, не напрягая слуха, слышал каждое слово.
— И почём ваши абрикосы? Дорогие, наверное?
— А сколько вы будете брать? — ответила вопросом на вопрос женщина. И улыбнулась.
— Может быть, ведёрко, — предположил Сергей Сергеевич. — А?
— Трудно сказать почём… — женщина на миг задумалась. — От если б взяли ведёрка два-три, я б сразу сказала почём…
— Беру три! — решительно сказала Наташа и достала из сумочки кошелёк. — Да, три! И сколько нужно заплатить?
— Сколько-сколько… Та сколько хотите, столько и платите!
Казачка тихонько и радостно рассмеялась, словно у неё камень с души свалился.
— Хорошие абрикосы, — сказал, открывая багажник, Сергей Сергеевич.
— Прекрасные абрикосы! — оценила свою покупку Наталья. — Ну, Сергей Сергеевич, вы, похоже, приносите людям удачу…
На игрушечно-поддельном казачьем хуторе на морском берегу, куда нас, дабы распотешить, решил завезти на часок Сергей Сергеевич, мне почему-то сразу не понравилось. Зной, вылизанные — ни пылинки, ни соринки — беленькие хаты, организованные забавы, толпы туристов-ротозеев с фотоаппаратами… Единственное, что увлекло и даже немного растрогало, — это старинная песня, исполненная хором во главе с пожилой певуньей в узорчатом одеянии; отчаянно-искреннее звучание её чистого голоса вело за собой весь хор, оживляло его старательное исполнение… В её пении, казалось, нежно светилась неистребимая временем правда сердца, некогда вверенная ей небесной волей. Знала ли она об этом? Может быть, да, а может быть, и нет. Она жила в своём трепетном голосе, окидывая внутренним взглядом собственную судьбу — счастливую, несчастную ли… Я уж был готов, дождавшись паузы, подойти к певунье, сказать ей благодарное слово, легонько, по-родственному приобнять, но — вот диво! — мои спутники, неведомым образом уловив моё взволнованное настроение, стали поглядывать на меня, и мне пришлось, мысленно махнув рукой, направиться к машине.
В череде мелькающих тополей я нечаянно, мельком углядел скромный дорожный указатель "Тамань", а вскоре появилось и его могучее белокаменное повторение, его-то невозможно было не заметить даже самому рассеянному пассажиру, ну а водителю — тем более…
Неспешно ступая затёкшими ногами, мы перешли небольшую площадь и увидели сизую гладь моря.
— Тут рядом домик Лермонтова, а по соседству — музей. Зайдём? — предложил Сергей Сергеевич.
Наташа не ответила. Она увлечённо разглядывала живую картину моря, возможно, надеясь увидеть "парус одинокий"… Я же не колебался:
— Нет! Хочется спуститься к воде и оттуда посмотреть на берег. На обрыв. Про обрыв я сказал не случайно, воображение нарисовало мне его много-много лет назад в тот самый день и час, когда я впервые прочитал "Тамань". И вот теперь нестерпимо хотелось сравнить мысленную картину с оригиналом.
Глаза Сергея Сергеевича засияли-залучились за широкими стёклами очков, и он одобрительно кивнул, будто я угадал какое-то его заветное желание:
— Годится. Пойдём вниз.
Быть в летний зной у воды и не искупаться…
После трёх-четырёх коротких заплывов мы собрались в кружок и, стоя по грудь в воде, стали обмениваться недолгими впечатлениями.
— А водичка здесь куда теплее, чем в Анапе…
— Азовская, здорово прогретая, смешивается с черноморской, вот он и получается, друзья мои, эффект такой.
— Дно, как на ладони… Ни волн, ни ветра…
Беззвучно качается-покачивается море, и требуется невидимое усилие, чтобы оставить его приветливые объятия и отправиться на сушу.
Я отвёл правую руку в сторонку и от избытка чувств легонько похлопал ладонью по воде. И вот тут… И вот тут, когда рука расслабленно лежала ладонью вверх на зыбкой влаге, откуда-то из воздуха скользнуло наискосок и легло на мокрую ладонь длинное птичье перо. Белое остроконечное перо с золотистым отливом. Мои товарищи переглянулись и изумлённо уставились в моё лицо, словно на нём внезапно появилась диковинная маска.
"Птица?.." — именно так, скорее всего, подумал каждый из нас, поскольку, не сговариваясь, мы обратили взоры к небу. Но, кроме мягкого солнечного сияния и блёклой синевы, там, увы, ничего увидеть не удалось.
— Это что — дар поэта? Он увидел в тебе нечто близкое? Мол, продолжай, товарищ, писать задуманное?
— Да, вот и предполагай, что хочешь… — поглядывая на золотистое перо в моей руке, смущённо произнёс Сергей Сергеевич. — Похоже, Наташа права: дар поэта. Тем более, вон там, над обрывом, стоит домик, где он однажды пребывал, да и на море здесь смотрел, думал о чём-то, конечно…
И тут же, жестикулируя мокрыми руками и, как мне почему-то показалось, совершенно не к месту процитировал:
— "Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить…"
— Ну как, здорово? Но сейчас здесь совсем не так. Правда?
Что я мог ответить Наталье насчёт "дара поэта"? Взгляд мой на мир давно не мальчишеский, наивно-восторженный. Моё дело — стол, бумага… Я бы мог ответить вслух иное, очевидное: как хороша эта прилипшая ко лбу русая чёлка, как приманчивы чуть мерцающие карие глаза и приоткрытые вишнёвые губы…
Да и, вообще, к лицу ей, нашей спутнице, это море!.. Но, естественно, насчёт "вслух" я малость погорячился. Море, как выяснил, к примеру, герой только что процитированного произведения, не лучшее место для свиданий и искренних объяснений…
Сказать же что-то Сергею Сергеевичу в ответ на его, схожее с предыдущим, предположение тоже непросто; что-то серьёзное — не выйдет, потому что сказать мне нечего; иронично же пошутить невозможно, глядя на его широкую ясную улыбку, восторженно сияющие глаза. В кои веки человек вырвался из цепких объятий экономики и оказался, похоже, свидетелем мистического случая… И всё же я каким-то образом вышел из странного положения, и мы, поддерживая наш общий разговор о красотах местной природы и прелести морской воды, побрели к берегу…
И вроде бы с утра разлита в воздухе беспощадная жара, а так явственно, так ощутимо студил затылок и спину сквозящий над зыбью тягучий ветерок.
Ночью я спал беспокойно: просыпался, засыпал… И вот снова очнулся от неясного шороха. Я медленно открыл глаза, повернул голову — и остолбенел: в дальнем углу моей комнаты стоял какой-то рослый тип, темноволосый, в тёмной рубашке… Его я разглядел в одну секунду — лунный свет мягко сеялся из-за моего изголовья (я так и не опустил жалюзи: читал-читал и незаметно задремал).
Мужчина шевельнулся и приподнял затенённое лицо. Теперь, при лунном свете, я увидел, что он ещё довольно молод. Помолчав и, видимо, рассмотрев меня, он резко спросил:
— Ну и что же будем делать?
Перспектива в любом случае вырисовывалась для меня невесёлая: крепкая фигура незваного гостя, его решительный вид и поблёскивающие глаза…
— Я говорю… — выдержав паузу, незнакомец приподнял плечи. — Что ты думаешь об этом? О случае на море?
Волна неожиданного гнева подняла меня с постели.
— Что значит "думать об этом"?! О каком таком "случае"?!
Голос мой зазвенел, страх разом куда-то улетучился. И я шагнул навстречу незнакомцу. Он неожиданно отступил к порогу — на шаг, потом ещё… И, повернувшись к стене, толкнул её свободной рукой… Я ничего не мог понять: передо мной висело длинное узкое зеркало в деревянной рамке — и никакой дверцы, и никакого движения. Я — да, вот я… И больше никого. Я расслабил наконец кулаки и для пущей уверенности потрогал ладонями зеркальную гладь. Холодок стекла, сплошного стекла — и никакого за ним пространства, и никаких следов дерзкого незнакомца… Да и был ли он? Я взглянул на циферблат мерно тикающих настенных часов: половина четвёртого. И потянул за ручку балконную дверь. Ночной холодок обнял меня и потёк дальше, в комнату, и ещё дальше — в невидимую щель под входной дверью… Живая ночная тишина мало-помалу успокоила гулко стучавшее сердце, напряжённое тело расслабилось, обмякло… Опираясь на прохладные перильца балкона, я неторопливо рассматривал дальние россыпи звёзд, огоньки невидимых во тьме селений, вдыхал пахучий воздух, любовался притихшим рядом с лунным диском крохотным белым облачком… а потом с непонятным умилением коротко подумал о хозяине дома Сергее Сергеевиче, спящем сном праведника на своём любимом кожаном диване, о нашей спутнице Наталье, облюбовавшей тишайший второй этаж и широчайшую кровать у закрытого зеленью платана окна…
Где-то недалеко — показалось, что совсем рядом, у соседского забора — вдруг ни с того ни с сего заорал молодой петух, через минуту-другую ему ответил такой же хриплоголосый собрат. "Э-э! — понял я. — Пора мне возвращаться в постель, иначе с этими горлопанами придётся на балконе до самого утра куковать".
Ожидая прихода сна, я вспоминал поездку в Тамань: мерное колыхание моря, длинный желтоватый обрыв над водой, белёную снаружи и изнутри чистенькую хату, где недолго жил офицер-постоялец, будущий автор великого романа, её скромный быт (стол, кровать, сундучок, два кувшина — вот, кажется, и всё), соседний музейный домик, где с благородной простотой явлены неразговорчивым посетителям разнообразные экспонаты, думал о том, что наитие порою не подводит меня: рассматривая на портрете лицо молодого гусара — свежее, чуть припухлое, с глазами, полными надежд и весёлого спокойствия, я невольно, ощутив щекою мягкое движение некоего холодка, перевёл взгляд на висевший поодаль портрет того же гусара (на портрет фотографический, дагерротип, который только-только появился в России) — и был потрясён. Где же та свежесть лица, припухлость щёк, губ?
Где полные жизненной энергии глаза? Я был потрясён. Я подошёл поближе, и моё потрясение не только не улеглось, оно даже усилилось: передо мною было лицо старика.
Уже подрёмывая, я вдруг вспомнил про перо из Тамани. Вчера я положил его на тумбочку у кровати. Я повернул голову — настольная лампа и… больше ничего! Неужели унесло куда-то сквозняком? Я приподнялся и огляделся. А, вон оно где! Перо почему-то покоилось на подоконнике, золотисто мерцая под лунным светом.