Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Виктория Топоногова
«Избранное. Сто историй»

 

 

М.: «Вест-Консалтинг», 2014

 

Этапы творческого и духовного путей, те зернышки, которые автор усердно отделил от плевел — в новой, восьмой по счету, книге Виктории Топоноговой «Избранное. Сто историй». Виктория — известный и хорошо образованный поэт, член Союза писателей России; за ее плечами штудии в Литературном институте им. А. М. Горького и МГГУ им. М. А. Шолохова. Как автор — дважды стала лауреатом влиятельного международного конкурса «Золотое Перо Руси», лауреатом литературной премии им. А. Белого, дипломантом конкурсов «Лучшая книга 2008–2011» и «Лучшая книга 2012–2014», победителем проекта-конкурса «Книга года: выбирают дети‑2013». Ее творчество (и сам автор, разумеется) заслужило награды и иного рода: Виктория Топоногова — обладатель медали «Литературный Олимп» и знака отличия «Орден С. А. Есенина». Это — признание литературного сообщества, подтверждение таланта автора.
Поэтому и выход избранного ожидаем и закономерен. В книге, как следует из аннотации, сто историй: «самые разные герои нашептывают читателю каждый свою неповторимую историю». И уже право читателя — выслушать одну из них или несколько, может быть, и все.
Виктория Топоногова пробует себя в самых разных жанрах. Перед нами и короткие (двустишия, трехстишия, четверостишия и др.), и длинные стихи, юмористические и социально значимые, взрослые и детские. Каждый отыщет что-то для себя, каждый сможет погрузиться в мир духовных исканий поэта.
«Не будите чудовищ спящих./ Даже — не настоящих./ Даже — внутри себя./ Даже — затем, чтоб сразиться./ Это всегда зря».
В предельно лаконичном стихотворном пространстве — множество мыслей. Каждая из них заключена в отдельное предложение-сентенцию. И напоминает восточные стихотворения, исполненные мудрости и легкого поучения — так, чтобы не оказаться навязчивым, но подтолкнуть к правильному решению. Вот и Виктория Топоногова советует (не приказывает, не велит! — это важно) не будить чудовищ, и не суть, какая цель этого: разбуженное зло всяко умножает зло и ведет к уменьшению удельного веса добра.
Мягкий юмор автора притягателен. В некоторых местах узнаются задоринки Остера, например, в «Педагогической шпаргалке». Только Виктория Топоногова куда добрее небезвредных «Вредных советов»: «Если дети на уроке/ Все ведут себя примерно,/ Не смеются, не дерутся,/ И жевачку не жуют,// Не кричат, не запускают/ Самолетики по классу,/ Чинно руку поднимают/ И вопросы задают…// Это может подозренье/ Зародить у педагога!/ Нет ли кнопки на сиденье?/ Нет ли мыла на доске?// Может, завуч иль директор/ Заходил на перемене?/ Может, он еще не вышел,/ Затаился в уголке?»
Как же не быть педагогу подозрительным, особенно в современных реалиях, когда дети подчас совершенно неуправляемы?! Но метаморфозы, случающиеся с ними, говорят об одном: «Это значит, интересно/ Этим детям на уроке!/ Это значит, все в порядке!/ Педагогу ставим — пять!».
Но не только добрый и светлый юмор — отличительная черта поэтики Виктории Топоноговой. Автор способна и на глубоко прочувствованные лирические строки, трогательные и болезненные, яркие и заставляющие задуматься о силе пришедшего чувства. И о поэтическом воздействии на читателя.
«Услышь меня!!! Слышь меня… слышь меня…/ Эхо./ Со всех сторон и множеством голосов…/ Я — лишь материал для постройки чужих миров./ Странно, что ты меня любишь…»
Или вот такие нежно-невесомые строки: «Тебе — мой нежный взгляд,/ Тебе — мой легкий жест./ Ты пьешь с моей души/ Свою благую весть./ Я пью с твоей души/ Мелодию свою./ У ночи на краю/ Я вновь тебе пою/ Неслышную мелодию свою…»
В «Ста историях» нашлось место почти для всего — и для чувств, и для огорчений, и для характерного описания природы, и для юмора, и для мудрости. Мы в этой краткой рецензии процитировали только несколько историй избранного души Виктории Топоноговой. Теперь дело за читателем!

 

Анастасия Орешкина-Николаева