Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Евгения Дмитриевна Спасская — музейный работник, историк литературы, литературовед. Родилась в Москве. Окончила Курский педагогический институт.
Работала учителем в школе. В на-стоящее время — заведующая литературным отделом Курского областного краеведческого музея.
Автор книг о А.Гайдаре, о поэ-те Г.А. Сухове, о жизни курской поэтессы Л.Шелест. Составитель и редактор книг о жизни и творчестве Е.И. Носова: "Книга о мастере" (1998) и "Мастер с нами" (2007), пятитомного собрания сочинений писателя (2005).
Публиковалась в местной прессе, в альманахе "Порубежье", еженедельнике "Толока".
Награждена Почетной грамотой Курской области.
Живет в Курске.


"Рисовать я научился стихийно..."


К 90-летию со дня рождения Е.И. Носова

Его рассказы и повести издавались миллионными тиражами, они включены в школьную программу, переведены на многие языки народов мира, по ним ставились спектакли и кинофильмы.
Писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, премии Александра Солженицына и многих других литературных премий. Евгений Иванович Носов — кавалер 26 орденов и медалей, в том числе военных наград за участие в Великой Отечественной войне, на которой был тяжело ранен. Писатель Виктор Астафьев считал Носова первым рассказчиком России. А другой прозаик, Виктор Политов, сказал, что повесть "Усвятские шлемоносцы" (она вместе с широко известным рассказом "Красное вино победы" вошла в многотомник "Шедевры русской литературы ХХ века") — "наши святцы, ее надо издать в переплете с золотыми застежками..."
Язык Евгения Ивановича называют златотканым, парчой высокой пробы. Своим учителем в литературе его считают многие писатели России.
Евгений Иванович Носов был постоянным автором журнала "Москва". Сегодня его повести и рассказы изучаются в школе, по ним пишут дипломные работы студенты, по ним защищают диссертации.
В 70–80-е годы прошлого столетия произведения писателя переводили во многих странах на языки народов мира — немецкий, английский, японский, венгерский и др., — легче назвать страну, где не было таких переводов. Его творчество интересно любому народу, ибо оно посвящено темам, предельно близким любому человеку, — это добро и зло, война и мир, труд на земле, любовь к природе и родному краю, душа человека, его чувства и мысли, мир детства, трогательный мир братьев наших меньших — зверей и птиц. Страницы его книг наполнены светом, добротой, они учат радоваться самой жизни и преодолевать трудные моменты.
Широко известны рассказы и повести писателя: "Шумит луговая овсяница...", "За долами, за лесами...", "Храм Афродиты", "Потрава", "Домой, за матерью" и др. В 80–90-е годы им создано много новых произведений, которые еще не очень известны читателю и не переводились за рубежом: "Аз-буки...", "Кто такие?..", "Красное, желтое, зеленое...", "Греческий хлеб" — о детстве; "Темная вода", "Карманный фонарик", "Алюминиевое солнце", "Жаних" — о жизни деревни; "Памятная медаль", "Хутор Белоглин", "Синее перо Ватолина", "Фагот".
Сам Евгений Иванович не раз говорил, что, прежде чем писать, он мысленно как бы рисует ту или иную картину красками, а потом подбирает к ней слова. И в читательских письмах встречается вопрос: "Вы, наверное, и живописью занимаетесь?" А одному из читателей, художнику, прочитанная "Луговая овсяница" помогла завершить картину "Сенокос".
Вот как сам Евгений Иванович пишет: "Рисовать я научился стихийно. Это тоже была попытка удержать в своих руках человека, воспроизвести его и показать нашим читателям на страницах газеты, еще пахнущей типографской краской. Не знаю, как другим, а нам, газетчикам, очень приятен запах самой этой краски..."
Писатель уже в детстве увлекся рисованием. Когда надо было возвращать в библиотеку очередной том Альфреда Брема "Жизнь животных", он перерисовал в свой блокнот изображения всех животных из книги, а картинок таких было около тысячи...
Впоследствии умение рисовать помогло ему попасть на работу в редакцию: как испытательное задание ему поручили сделать для газеты портрет Ломоносова, с чем он справился более чем успешно. Со временем родилась целая серия портретов писателей-классиков. Носов работал художником-ретушером сначала в городе Талды-Кургане (Казахстан), потом в Курске, в редакции "Молодой гвардии". Эту работу он совмещал с журналистской, что и стало началом его литературной деятельности.
К своим рассказам, которые печатались в газетах, он сам делал и заголовки, и рисунки. Так, к "Таинственному музыканту", где идет речь об услышанной автором красивой мелодии, которая исходила из лежащей на песке раковины, он нарисовал маленького музыканта с крошечной скрипкой, сидящего внутри этой раковины.
Все графические рисунки на небольших квадратиках ватмана, сделанные карандашом и тушью, обнаружил в архиве писателя всего несколько лет назад его сын — их было около 300 в папке с надписью: "Рисунки для “Молодой гвардии”". Когда-то, еще в 50-е годы, с них делали клише для газеты.
Для музейщиков это было настоящее сокровище! Мы подробно описали каждый рисунок, но перед этим постарались установить, к какому материалу в газете каждый из них относился. Мы перелистали в Курском архиве все подшивки "Молодой гвардии" с 1954 по 1958 год и каждый раз радовались, находя материал — рассказ или очерк — с рисунком Евгения Ивановича. Там, где они были, газета оживала, становилась как бы одушевленной его пером, хотелось обязательно прочитать этот материал, а без рисунков начинающего писателя она была скучной и официальной.
Все картинки мы собрали в альбом, который назвали "С натуры", а сами рисунки хранятся теперь в фондах краеведческого музея. По этому альбому мы и совершим с вами небольшую экскурсию.
Рисунок на его обложке как бы подтверждает название: деревенский сюжет — лошадь, запряженная в телегу с бочкой, у здания колхозной фермы, рядом бегущая собачонка, у раскрытых дверей работник с вилами, из трубы идет дым... Все выписано настолько тщательно, реалистично и с такой теплотой и добрым отношением к самой малой былочке на дороге, что и ты себя ощущаешь внутри этой картинки...
Первые страни-цы альбома представляют Курск. Один из заголовков — "Наш город родной" — с красивым шрифтом, с изображением зданий, улицы, подъемного крана.
Хорошо узнается на рисунке Дом книги, открытый в 1954 году. Наша семья тогда только переехала в Курск, и мы к Новому году покупали в скверике на елочном рынке напротив книжного магазина новогоднюю елку... А рядом — здание Главпочтамта, изображенное изнутри, там и сейчас сохранились и люстра, и колонны. Очень хороши люди на почте, у каждого свое настроение: кто-то радуется письму, кто-то отправляет телеграмму, рядом и ребятишки. Мне тоже в детстве было очень интересно бывать на почте.
В разделе "Мужество и находчивость" — рисунки к очеркам о происшествиях, о мужественных поступках. В них чувствуются экспрессия, движение, характерное для преодоления трудностей, — на пожаре, во время снежного бурана. И переживаешь за изображенных людей как за своих близких.
Есть среди рисунков и иллюстрации, сделанные Евгением Ива-новичем не только к своим рассказам, но и к произведениям М.Колосова, В.Черносвитова, к повести Н.Коротеева "Операция “Соболь”". И везде манере автора свойственны точность взгляда, уверенность движений его руки, а прежде всего интерес и бережность к то-му, что он рисует. и это его отношение неизбежно передается тем, кто на рисунок смот-рит.
Мастерски сделаны им и порт-реты известных людей — артиста-курянина М.Щепкина, драматурга А.Ост-ровского, поэта А.Блока. Сходство передано потряса-юще, и не только внешнее, но и суть характера каждого: Щеп-кин очень добродушен, Ост-ровский сосредоточен, Блок туманно-задумчив.
Есть рисунки, адресованные детям: ребятишки, повязанные шарфиками, трогательно приподнявшиеся на цыпочки, стоят в очереди за подарками Деда Мороза; или ребята у елки с мамой, с бабушкой — в комнате уютно, со стола свешивается нарядная скатерть, на столе вазочка с вареньем. А в одной из картинок Женя, сын Евгения Ивановича, узнал себя: проснувшись, он сидит на кровати. Он узнал и одеяло свое, и коврик на стенке... А еще рассказывал, как засыпал под скрип пера, — это отец готовил очередной рисунок в газету...
Очень интересны заголовки к материалам о загранице — о Югославии, о Франции. Рядом с буквами — силуэты наиболее известных мест, нарисованные точно и художественно. И честное слово, хочется не только прочитать такой материал, но и побывать в этих местах.
Или заголовок "Своими руками" о сельхозработах. Он сделан на фоне молоденьких ростков на грядке, и возникает желание самому поработать на такой грядке.
Часть альбома отведена рисункам сатирическим. "Молодогвардейцы" в приветственном адресе своему старшему другу писали: "Великолепно брали Вы бюрократа в свой, носовский, переплет: лечили от социальных недугов одновременно прозой, стихом и рисунком... С пожелтевших страниц по-прежнему хохочет Ваня Курский (персонаж, придуманный Евгением Ивановичем, — маленький, неунывающий человечек с длинным, буратинным носом, который объединял сатирические материалы в разных номерах газеты), нацелившись в разгильдяя своим острым, ра-зящим носом..." То мы видим его в глубокой луже у киоска Союзпечати, то шагающим на ходулях из высокой кукурузы в грядку с едва видными росточками, то измеряющим глубину молочной лужи, натекшей у нерадивого водителя из молоковоза. Все эти картинки очень остроумны, бьют не в бровь, а в глаз. Как пример: мужики толкают сани, а лошадь с "улыбкой" бежит сзади; возница в тулупе на санях везет запчасти, а запряжена в сани... черепаха!.. Или сельский клуб, на пороге которого петух с гармошкой, а рядом танцует курица... Больше никого нет. Или кирпич, согнутый, потресканный, перевязанный, с костылем бредет на стройку...
Альбом "С натуры" стал продолжением первого — "Краски родной земли", где собраны репродукции живописных работ и цветных фотопейзажей Евгения Ивановича. Акварели и работы маслом уже не раз были представлены на выставках и в краеведческом музее, и в Литературном, и в галерее "Ая", и в областной библиотеке им. Н.Н. Асеева. В основном это наши курские пейзажи, те места, где наш Мастер рыбачил, где собирал грибы, любовался закатами и рассветами. Они выписаны с любовью к родным местам, с бережностью к природе, которая была ему родным домом. А все это — и рисунки, и живопись, и замечательные игрушки-поделки, которые сейчас представлены в Литературном музее, и конечно же прекрасные книги Мастера — было создано благодаря тому, что, как пишет он сам: "...Я рад, когда утром открываю глаза. И все остальное время до вечера или ночи — это радость ощущения дня, возможность как-то проявить себя. День у меня наполнен маленькими импульсами какого-то интереса, живинки в душе..." И вслед за своим героем Мастер словно говорит каждому из нас: "Не дай душе зазябнуть..."