Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Книжная полка


НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛЕКСЕЕВ (Неизданная проза Геннадия Алексеева). СПб.: Геликон Плюс, 2014.

Книга, в которой Геннадий Алексеев назван «незабытым, но самым «малоизданным» автором середины ХХ века, основоположником российского верлибра», вышла в конце прошлого года. Трудно удержаться и не поправить составителей аннотации к этой книге. — Алексеев был, конечно, автором не середины ХХ столетия (в 1950 году он только закончил школу, а первое литературное произведение, по собственному признанию, создал в 1953 году), а 1960–1980-х годов. И назвать его основоположником русского свободного стиха — значит забыть о том, что помимо Геннадия Ивановича, были и ныне здравствующий Вячеслав Куприянов, и уже нас покинувшие Владимир Бурич, Арво Метс, Сергей Кулле (среди них следовало бы назвать и Геннадия Айги, но он, по авторитетному мнению Юрия Орлицкого, вероятно, наименее «чистый» верлибрист; уж больно он был всегда наособь даже среди «отцов-основателей», пребывая в своей собственной поэтической идиосистеме). Правильнее было бы написать: «патриарх ленинградского верлибра» (против этого даже Ю. Орлицкий ничего возразить бы не смог).
Но, пожалуй, это и все претензии, которые можно предъявить к составителям и издателям этого 480-страничного тома, да и не претензии вовсе, а так: мелкие уточнения. И необходимо, конечно же, добрым словом помянуть писателя Александра Николаевича Житинского (1941–2012), который дружил с Алексеевым, издавал его роман «Зеленые берега» (точнее сказать, переиздавал, в 1996-м, — первое издание было еще в 1990 г.), в 2006-м выпустил солидный том стихотворений, в который включена большая часть текстов, входивших в поэтические сборники Алексеева, а также публиковавшихся в периодике. Но мечтал Житинский еще и о том, чтобы напечатать неизданные произведения своего старшего друга — и стихи, и прозу. Последняя — собрана в этой книге, которая сложилась из дневников поэта разных лет (с 1958 по 1970-й) и никогда не публиковавшегося романа «Конец света», названного в аннотации к «Неизвестному Алексееву» экспериментальным, но после «Зеленых берегов» ошеломляющего впечатления все же не производящим. Занимающие 2/3 всего тома дневники, безусловно, — главная часть книги. Мало того, что они читаются на одном дыхании и от них ни на минуту не хочется отрываться, так еще и постоянно ловишь себя на том, что Алексеев и здесь остается самим собой: поэтом, каким он «сошел» к нам со страниц своих ранних книг — «На мосту», «Высоких деревьев», «Пригородного пейзажа» etc. Казалось бы, всего лишь заметки, почеркушки, а он умудряется и в них быть абсолютно узнаваемым и совершенно неповторимым: и ритмически, и интонационно!
Неизданная проза Геннадия Ивановича готовилась к изданию еще самим Житинским, но вышла, увы, уже после его ухода. На очереди — «Неизвестная поэзия Г. Алексеева», которой осталась тоже немало. А если судить по одной из последних публикаций неизданных стихотворений (Стихи и проза Геннадия Алексеева в Рукописном отделе Пушкинского Дома / Публика-ция А. М. Мирзаева, Ю. Б. Орлицкого, М. В. Родюковой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2003–2004 гг. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. С. 809–854), то истинных почитателей поэзии этого «любителя кошек, живописи кватроченто, венгерского токая и большеротых блондинок» ждет еще немало приятных сюрпризов и неожиданных открытий.

Антон Компотов